Главная » 2015 » Март » 26 » Страстная седмица начинается в Суздале.
08:35
Страстная седмица начинается в Суздале.

События, разворачивающиеся вокруг мощей Суздальских преподобных и РПАЦ, вызывают прямые ассоциации с Евангелием и Апокалипсисом


25 марта должен был завершиться «мистический триллер» под названием «Дело о мощах Суздальских святых». Совершенно неправдоподобная даже для современной России, эта история тянется более трех лет. Точкой отсчета для нее служит кончина предстоятеля Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ) Митрополита Суздальского и Владимирского Валентина (Русанцова), последовавшая 16 января 2012 года. Соболезнование по этому поводу в неожиданной форме выразил тогда благочинный Суздальского округа Владимирской епархии РПЦ МП священник Димитрий Летка, направивший правоохранительным органам краткое извещение, что теперь, после смерти Митрополита, «раскольники» (именно так в РПЦ МП именуют РПАЦ) попытаются вывезти хранящиеся у них мощи святых. Благочинный дает понять, что ему доподлинно известно: Митрополит Валентин - гарант сохранности мощей, а без него никаких гарантий сохранности нет…

О каких мощах идет речь и из-за чего разгорелся «мистический триллер» в Суздале? Постоянные читатели нашего Портала примерно знают ответ на этот вопрос, а новым, пожалуй, стоит напомнить. В 1919-20 гг. в советской России началась масштабная кампания, которую тогдашняя власть называла «ликвидацией мощей». Речь шла не о физическом уничтожении останков почитаемых Православной Церковью святых (хотя иногда доходило и до этого), а о «ликвидации культа»: принародном вскрытии гробниц с мощами, их осквернении с последующей передачей в музеи. Исходя из своих поверхностных представлений о народном Православии, руководители Совнаркома были убеждены, что «разоблачение» мощей приведет к массовому отвращению простого народа от религии. Каким-либо заметным образом на религиозность та кампания не повлияла, а изъятые у верующих мощи во множестве оказались в музеях. Поначалу их кое-где выставляли на всеобщее обозрение, что обычно превращало музей в место паломничества верующих. Постепенно практически все мощи спрятали в запасники.

Такая же участь постигла мощи преподобного Евфимия Суздальского - спостника преподобного Сергия и основателя крупнейшего в Суздале мужского монастыря (сейчас в нем музей), а также мощи преподобной Евфросинии Суздальской - игумении местного Ризоположенского монастыря, погибшей в ходе штурма Суздаля монголо-татарами в начале XIII века. После осквернения их мощи, сохранившиеся фрагментарно, оказались в местном музее, где десятилетиями пылились в запасниках в полном небрежении. Накануне 1000-летия Крещения Руси, когда Суздаль должны были посетить предстоятели Поместных Церквей и другие высокие гости, эти мощи по инициативе Совета по делам религий при Совете министров СССР были переданы верующим. Теперь принято считать, что их передавали РПЦ МП, но в 1988 году, по советским законам, Церковь не имела статуса юридического лица, поэтому в Актах о передаче, составленных музеем, говорится, что святыни принимают на постоянное хранение «представители общины верующих» в лице епархиального архиерея, настоятеля и старосты суздальского прихода. Согласно документам, эти люди выступают как физические лица. Из них в живых остался только один - бывший Владимирский епископ, а ныне Оренбургский митрополит РПЦ МП Валентин (Мищук).

Мощи преподобных Евфимия и Евфросинии были помещены в Цареконстантиновский собор - единственный на 1988 год действующий храм Суздаля. Ровно 25 лет назад, на Благовещение 1990 года, община этого храма торжественно перешла в Русскую Православную Церковь Заграницей. Тогдашние демократические власти СССР и России, хоть и не без проблем, зарегистрировали общину в ее новом каноническом статусе и передали ей храм со всего его святынями. В процессе организационного распада РПЦЗ в России суздальский приход оказался в юрисдикции одного из "осколков" РПЦЗ - РПАЦ. Но протяжении 19 лет мощи преподобных Евфимия и Евфросинии Суздальских мирно почивали, соответственно, у южной и северной стен этого храма в величественно украшенных раках под сенями. Непростые отношения общины с Московской патриархией никогда не становились препятствием для поклонения этим мощам многочисленных паломников, приезжавших в те годы в Суздаль (сейчас их приезжает гораздо меньше), за совсем уж редким исключением наиболее фанатичных обличителей «раскола». Скорее, наоборот - посещение «раскольнического» храма было даже некоторой изюминкой в программе паломнических туров, поскольку позволяло, помимо прикосновения к святыне, получить еще и новый социальный опыт. Ну, почти как посещение старообрядческих храмов Рогожского кладбища, куда неведомая сила неумолимо тянет православных из официальной Церкви. Тем более атмосфера в Цареконстантиновском соборе Суздаля была исключительно благожелательной, никакой «проповеди раскола» заезжим паломникам никто не предлагал.

С изменением политического режима в России изменилась и конфессиональная политика. РПАЦ, наравне с другими «альтернативными» Церквами и «сектантами», стали очень сильно прижимать. Сначала была предпринята попытка отторгнуть у нее верующих с помощью грязной пропагандистской кампании против Митрополита Валентина. А с 2006 года власти решили отбирать у Церкви имущество, в первую очередь - храмы, чтобы лишить ее, как представлялось чиновникам, «экономической базы». В 2009 году дошла очередь и до главного храма РПАЦ - Цареконстантиновского собора в Суздале. По решению местных судов, верующие должны был освободить храм (равно как и 15 других храмов РПАЦ в Суздале и Суздальском районе) и передать его светской государственной организации - Росимуществу. Как при советской власти, которая, впрочем, оставляла верующим единичные храмы, у РПАЦ же отобрали все. Строго в соответствии с этим решением суда, верующие перенесли церковное имущество в новопостроенные церковные здания. Фактически кафедральный собор переместился в довольно скромный Иверский храм при Синодальном доме, построенном в центре Суздаля Митрополитом Валентином. Там, у северной и южной стен - как это и было в Цареконстантиновском соборе, - расположили раки с мощами преподобных Евфимия и Евфросинии Суздальских. Заметим, что ни в 2009-м году, ни ранее ни государство, ни РПЦ МП этими мощами не интересовались… В середине «нулевых» даже состоялся мирный обмен частицами мощей между первоиерархом РПАЦ и местным архиепископом РПЦ МП Евлогием (Смирновым). Безусловно, мощи Суздальских преподобных оставались доступными для всех желающих, независимо от конфессиональной принадлежности, и в Иверском храме - автор этих строк стал свидетелем, как однажды, прямо во время богослужения, в храм зашла внушительная группа паломников из Челябинской епархии РПЦ МП и спокойно поклонилась мощам.

Незадолго до своей смерти Митрополит Валентин предсказывал: «После того, как я умру, первым делом начнут отбирать мощи». Он дал своему преемнику архиепископу (ныне Митрополиту) Феодору соответствующее благословение - о том, как поступать в этом случае. Нынешний первоиерарх РПАЦ строго это благословение соблюдает: мощи не покидают Суздаль, но отобрать их брутальным, прямолинейным способом судебным приставам не удается. Очевидно, исполнение этого благословения чревато определенным риском для Митрополита Феодора. Но РПАЦ всегда подчеркивала свою духовную преемственность с Церковью Новомучеников, а суздальский приход так или иначе провел в атмосфере гонений все 25 лет своего независимого от Московской патриархии существования…

Во всем этом многолетнем уже «Деле о мощах» много напластований лжи. Во-первых, всем как будто бы ясно, и никто этого не скрывает, что «выгодоприобретателем» по этому делу выступает РПЦ МП. Однако юридически она не является стороной по делу об изъятии мощей, и все суды упорно отказывали РПАЦ в приглашении или хотя бы письменном опросе представителей РПЦ МП. Во-вторых, ответчиками и «должниками» по делу признаны религиозные организации РПАЦ (две централизованные и одна местная), а также Митрополит Феодор. Однако верующие, которым были переданы мощи на постоянное хранение в 1988 году, никому больше их не передавали, и РПАЦ никогда во «владение» мощами не вступала. В-третьих, само «владение» мощами, то есть костными останками усопших, в Российской Федерации невозможно, поскольку это было бы владением телом человека, что невозможно в соответствии с международной Конвенцией о запрете всех форм рабства. Представители Росимущества довольно спекулятивно пытались доказывать судам, что правовой статус мощей ничем не отличается от статуса древнеегипетских мумий. Но принципиальное отличие очевидно: мумии является результатом творчества человека, а мощи - это сам человек, точнее - его тело после смерти. В-четвертых, никак невозможно согласовать с нынешней идеологией «духовного возрождения России», «возвращения верующим поруганных святынь» тот факт, что настоящую святыню у настоящих верующих отбирает светская, нерелигиозная организация, устав которой не предусматривает поклонение святыням и какую-то религиозную практику вообще. Перечень этих напластований можно продолжать и дальше.

На днях в прессе, ориентированной на РПЦ МП, появилось «религиозно-светское» объяснение всего этого кафкианского процесса в Суздале. Объяснение, вроде бы призванное согласовать религиозные и чисто правовые мотивации изымателей святых мощей. Статья в «Русской планете» опубликована явно в преддверие заключительного этапа изъятия мощей у РПАЦ.

Итак, из статьи выясняется: первична в этом деле все-таки мотивация религиозная, хотя ее носители обращаться в суд напрямую стесняются. Верующие РПЦ МП имеют гражданское право на доступ к святыням, которого они лишены, потому что святыни находятся в помещении другой религиозной организации. При этом упоминается о «канонах» (правда, без цитаты и указания номера канона), которые запрещают молитву с раскольниками. Тут бросаются в глаза как минимум две нестыковки: 1) верующих РПЦ МП, приходивших к мощам в храм РПАЦ, насколько известно, никто и никогда не принуждал к «молитве с раскольниками» (во всяком случае, жалоб таких не поступало); 2) верующие РПЦ МП охотно посещают во время зарубежных паломничеств католические храмы, где спокойно поклоняются общехристианским святыням. Вряд ли автор православно-патриотической статьи полагает, что западные католики ближе по вере православным РПЦ МП, чем свои же русские православные люди (пусть и «раскольники») из РПАЦ.

Вторична мотивация юридическая: раз право верующих РПЦ МП попирается, то государство обязано его защитить, почему оно и обращается в суд в интересах своих граждан. Тут тоже бросаются в глаза как минимум две нестыковки: 1) Теруправление Росимущества во Владимирской области ни в одном своем иске в суд или другом документе, связанном с этим делом, не упоминает о нарушенных правах верующих, а лишь об имущественных правах Российской Федерации; 2) государство в России защищает права не только верующих РПЦ МП, но любых граждан России, в том числе - верующих РПАЦ, чьи права никак не отличаются от прав верующих РПЦ МП. Следуя логике «Русской планеты», российские власти обязаны обратиться в суд с исками об изъятии всех мощей у РПЦ МП, поскольку ровно те же «каноны» запрещают верующим РПАЦ молиться в храмах РПЦ МП, которую они считают не то что «раскольнической», а даже «еретической» (имея в виду, в частности, экуменизм, анафематствованный еще РПЦЗ). Абсурд!

Сторонники изъятия мощей у РПАЦ скажут, что «ради истины» в этом деле можно пойти на некоторые юридические издержки. И вообще, скажут, вся эта юридическая сторона дела - чистая казуистика; «всем ясно», какая Церковь главная, а какая - маргинальная, вот и нечего вякать. «Всяк сверчок знай свой шесток». Если в глобальном масштабе такие вещи происходят - одна страна отбирает территорию другой, остальные страны кричат, что это противоречит международному праву, а сделать ничего не могут, иначе мы их бомбой жахнем, то чего же требовать какой-то «чистоты процедуры» в данном, отдельно взятом микроскопическом конфликте. Дескать, времена «чистоты процедуры» прошли, сейчас история делается грубыми мазками, и решения принимаются, исходя из «высшей правды», а не «буквы закона».

Да, давно известно, что «против лома нет приема». Но христианство не потому перевернуло мир, что взяло в руки лом. И Христос пришел на землю не с громами и молниями, и тысячами небесных воинств, а в смиренном облике нищего проповедника, Которого, в конце концов, еще и казнили на кресте. «Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» - задал Христос риторический вопрос Петру в ночь перед Своим распятием. Почему Он не стал умолять об этом Отца? Ответ на этот вопрос не интересует ту «религиозную» организацию, которая стоит за суздальским делом о мощах. Она охотно призывает на помощь в своем предприятии легионы - правда, не Ангелов. Вот и приходится помещать в этом случае слово «религиозная» в кавычки. Происходит то же самое изъятие мощей, какое происходило в 1919-20 гг., только нынешний Совнарком выбрал себе как бы церковное наименование. Видимо, это больше соответствует нынешней конъюнктуре и тому этапу Апокалипсиса, который разворачивается в движении мира к своему закономерному концу…

Руками судебных приставов, облаченных в бронежилеты и каски, вынесены сегодня из суздальского храма раки с изображениями преподобных Евфимия и Евфросинии Суздальских. Вновь вспоминается Евангелие: «Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня» (Матф., 26:55). Тем не менее, дело о мощах не закончено, испытанные в боях суздальские верующие РПАЦ во главе с Митрополитом Феодором не сдаются. Основные события развернутся в ближайшие дни - возможно, на Страстной семдмице. Чтобы все было уж совсем понятно.

Александр Солдатов, «Портал-Credo.Ru»
Просмотров: 1112 | Добавил: st-rexnikolas | Теги: прп. Евфросиния Суздальская, прп. Евфимий Суздальский, мощи | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Контакты
Храм св. Царя-Мученика Николая и всех Новомученников и Исповедников Российских
125212, Москва,
Головинское шоссе, 13A



8 495 450-59-18 (10:00-15:00) st-rexnikolas@ya.ru
Карта