24 сентября/ 7 октября 1995 г., скончался епископ Григорий (Георгий Павлович, граф Граббе). С 1986 года владыка Григорий жил на покое. В последние годы своего служения он был епископом Вашингтонским и Флоридским.Георгий Павлович родился 8/21 апреля 1902 г. в С.-Петербурге. Его отец, граф Павел Михайлович Граббе, был внуком известного поэта и богослова А. С. Хомякова. Его мать, Анастасия Георгиевна Демидова, происходила из известной петербургской семьи и была близка к императорскому двору. Граф Павел Михайлович Граббе, в качестве делегата от Владикавказской епархии, принимал участие во Всероссийском Церковном Соборе 1917/1918 г.
С 1912 г. семья жила в Кисловодске, где отец Георгия Павловича служил командиром 3-го Черноморского кубанского казачьего полка. В Кисловодске Георгий Павлович получил школьное образование. В школе, вместе со своим старшим братом Михаилом он организовал (после отречения Императора Николая II от престола) монархическую юношескую организацию, имевшую своей целью восстановление в России самодержавия.
В 1920 году семья вместе с остатками войск генерала П.Н.Врангеля эвакуировалась в Константинополь, где оставалась в продолжение нескольких месяцев. В феврале 1921 Граббе переселились в Белград. Здесь Георгий Павлович выдержал экзамен на аттестат зрелости. С 1923 по 1926 он изучал богословие в Белградском Университете.
С большим интересом следил Георгий Павлович за развитием событий на родине. Как и многие эмигранты, он был убежден, что, освободившись от большевиков, Россия вернется к монархической форме правления. Чтобы предать гласности свои политические убеждения, он основал монархическую газету «Голос Верноподданного». Многочисленные статьи его в эти годы появлялись также в официальном органе Синода, журнале «Церковные ведомости» и в «Воскресном Чтении», органе Православной Польской Церкви. После женитьбы на Варваре Максимовне Яржембской, Георгий Павлович с семьей поселился в Восточной Польше, где у семьи Граббе сохранилось большое имение.
Семья П.М.Граббе, в имении Берестечко на Волыни 1934 г. Верхний ряд: Ю.П.Граббе (впоследствии епископ Григорий, П.М.Граббе, Н.П.Граббе (в иночестве игуменья Магдалина). Нижний ряд: старшая дочь Ю.П.Граббе Анастасия, жена Ю.П.Граббе В.М.Граббе, Димитрий, Алексей (впоседствии архимандрит Антоний) и Мария Граббе.
В 1931 в Белграде он был посвящен во чтеца. После этого митрополит Антоний пригласил его переехать в Сремские Карловцы для работы в Синодальной Канцелярии. С августа 1931 он живет в Карловцах. Семья его продолжала, однако, оставаться в Польше, потому что поначалу у Синода не оказалось никаких средств для выплаты жалования новому сотруднику. Вначале он числился заместителем управляющего Синодальной Канцелярией, Э. И. Махараблидзе, затем, с 1933 - Секретарем Синода. С 1933 вплоть до ухода на покой в 1986 будущий владыка Григорий был Секретарем Синода и ближайшим сотрудником и доверенным лицом первоиерархов Русской Православной Церкви зарубежом, митрополита Антония (Храповицкого, 1920-1936), митрополита Анастасия (Грибановского, 1936-1964), и митрополита Филарета (Вознесенского, 1964-1985). Поэтому никто не знал историю РПЦЗ лучше владыки Григория. Никто не оказал такого влияния на развитие РПЦЗ и ее историю, как владыка Григорий. Без преувеличения можно утверждать, что на протяжении 60 лет его рукой были написаны все важные документы Зарубежной Церкви.
Преодоление раскола в русской церковной эмиграции (в 1926 Парижская юрисдикция митрополита Евлогия примерно с 75 приходами в Западной Европе и североамериканская митрополия с 250 приходами отделились от Зарубежной Церкви), осознавалось с 1933 года широкими кругами церковной эмиграции как важная задача. С 1934 велись переговоры об объединении Русских Церквей в эмиграции между митрополитами Антонием, Евлогием и Феофилом, которые встретились, наконец, при посредстве сербского патриарха Варнавы, впервые после происшедшего раскола, в 1935 в Белграде. Проект принятого на этом совещании документа был составлен Георгием Павловичем. Он лично принимал участие во всех переговорах.
2-й Всезарубежный Собор
За заслуги в проведении переговоров, благодаря которым удалось восстановить единство с Северо-Американской епархией, в 1936 Георгий Павлович получил от преемника митрополита Антония, митрополита Анастасия, официальный титул «Правитель Дел Синодальной Канцелярии». В этом качестве он провел также основную работу по организации и проведению II Собора РПЦЗ. Собор состоялся в Карловцах в 1938 году, в год 950-летнего юбилея крещения Руси. В Соборе приняли участие представители 24 епархий, имевших, в общей сложности, около 1 000 приходов, и более чем 20 монастырей, представители богословских семинаров и миссионерско-благотворительных организаций. В то время, когда заседал Собор РПЦЗ, Православная Церковь на родине испытывала жестокие преследования со стороны коммунистической власти От этой некогда цветущей Церкви оставалось всего четыре действующих епископа с 500 приходами. Понятно поэтому, что Собор уделил особое внимание развитию событий на родине. Основной доклад по этой проблеме («Взаимоотношение Русской Православной Церкви заграницей и Матери-Церкви») сделал Георгий Павлович. В этом докладе он не просто дал оценку развития церковной ситуации на родине, но также подчеркнул невозможность какого-либо сотрудничества с официальным московским церковным руководством. С 1938 года у будущего епископа не оставалось никаких сомнений, что московское церковное руководство не может быть для РПЦЗ партнером в переговорах, и что объединение с этой частью Русской Церкви будет возможным только тогда, когда она обретет внешнюю и внутреннюю свободу.
С лета 1944 Синод готовил эвакуацию в Германию. Эта изначально хорошо спланированная эвакуация превратилась в настоящее бегство, поскольку советские войска продвигались по Юго-Восточной Европе и в направлении Центральной Европы быстрее, чем ожидалось. Главной заботой Георгия Павловича было спасение синодального архива. Маршрут поспешной эвакуации пролегал через Вену на Карлсбад, где к беженцам из Белграда присоединилась часть Братства преп. Иова Почаевского из монастыря в Ладомирово. Архимандрит Серафим (впоследствии архиепископ Чикагский) передал часть богатой монастырской библиотеки под надзор Георгия Павловича. К сожалению, из-за частых бомбардировок три вагона с документами и большей частью ладомировской библиотеки пришлось в конце концов оставить. Они навсегда сгинули в сумятице военного хаоса.
Во время эвакуации, находясь уже в Германии, Георгий Павлович был рукоположен во иерея в 1945 г. митрополитом Серафимом (Ляде).
В конце концов беженцы добрались до американской оккупационной зоны - до Мюнхена, куда из Берлина прибыл также митрополит Серафим. Митрополит Анастасий вместе с частью ладомировского братства эмигрировал осенью 1945 в Швейцарию. Однако, несмотря на это, будущую резиденция Синода решено было все же расположить в Мюнхене. О. Георгий быстро установил хорошие контакты с американской администрацией. Американцы с готовностью предоставили для будущей Синодальной Канцелярии реквизированную виллу в Богенхаузене (Donausstr. 5). В течение нескольких недель вилла была перестроена под канцелярию и резиденцию первоиерарха. Эта работа была в значительной степени организована и осуществлена о. Георгием. До 1950 резиденция Синода продолжала оставаться в Мюнхене.
Съезд духовенства в английской зоне Германии осенью 1946 г.
Однако первые послевоенные месяцы были для беженцев очень опасны: в Германии повсюду разъезжали сталинские эмиссары, старавшиеся склонить беженцев к возвращению, или просто принудить их вернуться с помощью союзнических властей. Синод учредил Переселенческий Комитет, который был возглавлен о. Георгием. С помощью этого Комитета до 1949 года за океан переселились около 500 000 беженцев.
Другой важной задачей о. Георгия в этот период была организация им при Синоде Учебного Комитета. Целью этого Комитета была катехизация и религиозное воспитание и образование беженцев, из которых молодые вообще не имели никакого контакта с Церковью, а пожилые были отторгнуты от Церкви на протяжении более чем 20 лет. Кроме того, молодежь нуждалась в продолжении прерванного образования. С помощью Комитета при беженских лагерях были организованы школьные классы и целая образовательная система, охватывавшая все школьные предметы. Многими из этих проблем о. Георгий занимался лично: отвечал на вопросы, давал советы, у него «всегда было время». За его неутомимую деятельность он был в 1947 возведен в сан протоиерея.
После переселения митрополита Анастасия в 1950 в США, где получили приют многие беженцы, переехала в Нью-Йорк в 1951 и Синодальная Канцелярия.
На Александро-Невском подворье в Иерусаиме.
В 1956 о. Георгий был награжден митрой, в 1960 - возведен в сан протопресвитера. С 1967 он был одновременно официальным Руководителем Синодальной Канцелярии и Заведующим Отделом Внешних Сношений. В этом качестве он отвечал за отношения с другими христианскими церквами.
После смерти жены, последовавшей в 1978, он принял монашество 3 мая 1979 года в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле митрополитом Филаретом (Вознесенским) пострижен в монашество с именем Григория (в честь свят. Григория Богослова) и был рукоположен во епископа Манхеттенского, викария Восточно-Американской епархии. Рукоположение состоялось в Синодальном соборе в Нью-Йорке 29 апреля/12 мая 1979.
Третий Всезарубежный Собор 1974 г.
Иерусалим. Прославление св.препмуч..Елизаветы и Варвары. 1981 г.
В ноябре 1981 он был поставлен правящим епископом с титулом Вашингтонского и Флоридского. На этой кафедре он и оставался вплоть до ухода на покой в 1985. Уйдя на покой, он поселился в Лесненском монастыре во Франции, настоятельница которого, игуменья Магдалина, приходилась ему родной сестрой. Здесь надеялся он наконец обрести покой и досуг дляработы над своими воспоминаниями. Однако после смерти матушки Магдалины владыка в 1988 вернулся обратно в Америку, где провел последние годы своей жизни в доме своей дочери.
Архиепископ Антоний (Синкевич), Митропоит Виталий (Устинов), Епископ Григорий (Граббе).
Но и в эти годы владыка Григорий не мог жить «спокойно». Несмотря на подорванное здоровье - с 1988 он страдал от рака - он с большим вниманием следил за религиозной ситуацией в России. Он видел, что многие изменения носят чисто внешний характер. Владыка отнюдь не принадлежал к числу тех, которые приняли внешний расцвет церковной жизни за возврат к прежней Русской Церкви. Для него сегодняшние российские иерархи отнюдь не представлялись достаточной гарантией преодоления сергианства в Московской Патриархии. До тех пор, пока ему позволяло здоровье, он принимал участие в Архиерейских Соборах. Все последние годы он настойчиво преследовал свою цель - обновление Церкви в России, возвращение ее к православным традициям, возможное только при помощи извне.
В Новодевичьем монастыре с дочерью. Москва.
В 1995 сбылась его многолетняя мечта посетить еще раз Россию. Путешествуя в сопровождении своей дочери, А. Г. Шатиловой, он снова (через 70 лет!) увидел Москву и Суздаль. Естественно, что интересовался владыка главным образом жизнью приходов Свободной Русской Церкви. Он посещал богослужения и беседовал с духовенством и верующими. Этот визит укрепил его убеждение в том, что Церкви в России еще предстоит долгий путь к возрождению.
Практически невозможно хотя бы приблизительно оценить количество его многочисленных статей и книг. Он был, несомненно, лучшим в Зарубежной Церкви специалистом по церковному праву. После отделения западноевропейских и североамериканских приходов он написал свою первую основопологаюшую работу об этом расколе: «Корни церковной смуты» (Белград, 1927). Многие более поздние его работы посвящены расколу русской церковной эмиграции и были ответом на упреки и лживые измышления в адрес РПЦЗ со стороны Парижской и Северо-Американской юрисдикции. Многочисленные его статьи в разных изданиях касались позиции Московской Патриархии, сергианства и ереси экуменизма. В своем Слове при наречении его во епископа Манхеттенского, владыка Григорий сказал, что подобно тому, как видел он в юные годы «рост зла революции и принесенных ею народных бедствий, так все яснее стали очерчиваться контуры ереси против догмата Церкви». Эти извращения церковных канонов были предметом его многочисленных статей. Когда речь шла о чистоте Православия, о традициях Русской Церкви, для него не существовало никакого компромисса. Его аргументы нельзя было просто отвергнуть, на них надо было серьезно отвечать. Значительная часть его статей была опубликована в трехтомном собрании сочинений под общим названием «Церковь и ее учение в жизни» (т. 1 - Монреаль, 1964; т. 2 - Монреаль 1970; т. 3 - Джорданвилль, 1992).
Однако самое большое его желание - написать историю Зарубежной Церкви - так и не было осуществлено. Будучи секретарем Синода и епископом, он не имел необходимого для этого времени, а позже, уйдя на покой -достаточных сил для такой работы. Несомненно, что если бы эта история была написана, она сильно отличалась бы от существующей, как основанная не просто на исторических документах и источниках, но на опыте многолетней деятельности, на опыте пережитого. Владыка Григорий писал эту историю всю свою жизнь - его жизнь и была историей нашей Церкви.
Наш долг - сохранить его наследие так же бережно, как храним мы традиции нашей Русской Православной Церкви зарубежом.
Труды
- Корни церковной смуты. — Белград, 1927. 30 с.
- Алексей Степанович Хомяков. — Варшава: Варшавская синодальная типография, 1929. 74 с.
- Единство и единственность Церкви. — Варшава, 1929. 41 с.
- Англикане и Православная Церковь. — Варшава: Варшавская синодальная типография, 1930. 39 с.
- Истинная соборность. — Варшава: Варшавская синодальная типография, 1930. 36 с.
- Культура, прогресс и Церковь. — Варшава: Варшавская синодальная типография, 1931. 47 с.
- Свобода с христианской точки зрения. — Варшава: Варшавская синодальная типография, 1931.
- Церковь и государство в будущей России. — Белград, 1931. 27 с.
- Единение или раздробление. — Белград, 1932. 16 с.
- Лже-православие на подъеме. — Джорданвилль, 1954. 212 с.
- Правда о Русской Церкви на родине и за рубежом. — Джорданвилль, 1961. 216 с.
- Церковь и ее учение в жизни (Собрание сочинений). — Монтреаль: Т. 1. 1964. 271 с.; Т. 2. 1970. 323 с.
- Книга Правил Святых Апостолов и Вселенских Соборов в трех томах с примечаниями. — Монреаль: Т. 1. 1971. 188 с.; Т. 2-3. 1974. 330 с.
- The canonical and legal position of the Moscow Patriarchate. — 1971. 54 p.
- Отрицание вместо утверждения. — Джорданвилль, 1971. 24 с.
- Завет святого патриарха. -М., 1996. 340 с.
- Дневник. 1917 год — Кисловодск
- 1917 г. 22 ноября — 31 декабря
- 1918 г. 1 января — 16 Января
- 1918 г. 17 Января — 15 Февраля
- 1918 г. 16 Февраля — 6 Марта
- 1918 г. 7 Марта — 19 Апреля
- 1918 г. 20 Апреля — 11 Июня
- 1918 г. 12 Июня — 8 Июня
- 1918 г. 9 Июня — 1919 г. 4/17 Апреля
- 1929 г. 5/18 Апреля — 1930 г. 22 Марта /7 Апреля
- Русская Церковь перед лицом господствующего зла
-
-
-
-
* * * * *
Архиерейский Синод Русской Православной церкви За рубежом России.
№ 3/50/1296
27 сентября 1961
К Церковной Комиссии
Священнослужителей Греческой
Церкви Истинно-Православных Христиан
Я получил Ваше письмо от 15-ого сентября 1961 и сообщил о его содержании Его Блаженству Митрополиту Анастасию, а также Их Высокопреосвященствам Архиепископам Серафиму и Виталию. Я могу поэтому дать Вам следующие ответы на Ваши вопросы:
1. Архиепископ Серафим сказал мне, что он никогда не писал о. Акакию никакого письма с содержанием, которое Вы упоминаете. Отвечая на его письмо, он написал ему только, что он не может помочь ему в любом случае в настоящее время.
2. Никакой указ нашего Синода никогда не выпускался в отношении посвящения о.Акакия. Напротив, его просьба относительно посвящения была отклонена Синодом.
3. Высокопреосвященные Архиепископы Серафим и Виталий (интересно упоминание Виталия - о.А.) еще раз заявили, что они не посвящали о.Акакия и поэтому не могли предоставить ему ставленническую грамату о хиротонии.
4. Мой сын, о.Антоний Граббе, не является епископом, но только Игуменом, и он не предлагал никаким Епископам посвящение о.Акакия. Даже если бы он хотел сделать так, это было бы не что иное как его частное мнение.
5. Наша Церковь никогда не объявляла вселенского Патриарха или греческого Архиепископа Северной Америки и Южной Америки схизматиками и не приостанавливала духовного общения с ними.
6. Наша Церковь содержит старый календарь и рассматривает новый календарь как большую ошибку. Однако, политикой нашей всегда была поддержка духовных отношений с Православными Церквями, которые приняли новый календарь, если они празднуют Пасху согласно решению Первого Вселенского Собора.
С любовью во Христе,
Протопресвитер Георгий Граббе
Источник: http://archiv.livejournal.com/215680.html |