Главная » 2014 » Май » 19 » День рождения Государя Императора
10:09
День рождения Государя Императора

(О любви к отечеству).

I. Светло празднуя ныне рождение благочестивейшаго Государя нашего Императора Николая Александровича, ознаменовавшаго Свое царствование рядом дел, свидетельствующих о Его великой любви к отечеству, напомним себе, братие соотечественники, «об основаниях и побуждениях, обязывающих нас преимущественно любить свое отечество и свой народ», тем более, что в наше все судящее и больше осуждающее и расшатывающее время и эта, повидимому, столь простая и святая истина подвергается перетолкованию и даже отрицанию.

II. а) Любовь к отечеству, призязанность к своей родной стране и родному народу, соединенныя с искреннею готовностью служить их целям и пользам, прежде всего внушаются нам самою природой. Известно, что всякое растение, всякое животное имеют более силы, развиваются правильнее и живут долее в свойственном им климате: тот же закон остается всегда и везде неизменным и для человека. «Самое расположение нервов, говорит знаменитый русский писатель историк (Карамзин – «Разсуждение о любви к отечеству и народной гордости»), образованных в человеке по климату, привязывает нас к родине». Притом «родина мила нашему сердцу, по его же прекрасным словам, не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человечества», то есть и каждаго из нас в частности. Значит, нам тем естественнее, тем легче и приятнее любить свою отчизну, свой родной край. За тем «всякое животное любит подобное себе, и всякий человек ближняго своего», пишет древле-библейский мудрец; «всякий зверь живет сь однородными себе: так и человек должен входить в связь с подобными себе» (Сир.13:19–20). Таким образом сама же природа, давши каждому человеку бытие в известном, определенном месте, в известное, определенное время, среди известнаго народа, поставляет в ближайшем отношении к нему его родственников, соплеменников, соотечественников и соединяет его с ними теснейшими узами.

б) Пусть сначала, этот союз бывает безсознателен и безотчетен, возникая из безсознательнаго стремления человека к сообществу с подобными себе, и ограничивается ближайшим кругом родства, укрепляясь больше привычкой жить вместе с другими. Но с постепенным развитием внутренней, духовно-нравственной жизни человека он принимает характер привязанности разумно-свободной, благодарной и благородной вместе. В самом деле, отечество дало нам жизнь и указало первых благодетелей и покровителей; в нем и от него получили мы средства не только существования, но и образования; оно охраняет права нашей личности и собственности, наделяет нас всяческими удобствами и даже удовольствиями правильной гражданской жизни; здесь – поприще разнообразной частной, семейной и общественной нашей деятельности; здесь наши родители, родственники, друзья, сограждане, соплеменники, с которыми мы связаны своим происхождением, верою, языком, законом, нравами, обычаями и проч. Наконец, здесь покоится прах наших предков; здесь же ляжет со временем прах и каждаго из нас. Можно ли же нам не любить своей отчизны, не быть приверженными к своему родному народу предпочтительно пред всеми другими народами и не принимать живейшаго участия во всех судьбах его?

в) Представим и примеры любви и привязанности к отечеству из священной и церковной истории. Вот некоторые из многих.

аа) Пророк «Моисей» по любви и приверженности к своему родному народу отказывается от спокойной и приятной жазни в доме Фараоновом, где он воспитывался, где и его самого так любили, предпочитая «страдати с людьми Божиими, нежели имети временную греха сладость» (Евр.11:25).

бб) Пророк «Иеремия» горько плакал о своей отчизне при ея опустошении, не забыв ни одного из тех благ, которых она лишилась за грехи народа, и не оставив не оплаканным ни одного погибшаго соотечественника (см. Плач. Иер.).

вв) Отведенный в плен, «народ иудейский» родину свою ставил выше всякаго веселия:
«аще забуду тебе, Иерусалиме», взывает псалмопевец от лица его, «забвена буди десница моя; прилпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе; аще не предложу Иерусалима, яко в начале» (во главе) «веселия моего» (Пс.136. 5–6). И те же иудеи, семьдесят лет проведши в чужой земле и имевшие уже там свои дома и земли, едва услышали о дозволении возвратиться в свое отечество, тотчас же в числе сорока двух тысяч вышли из Вавилона, тогда как первое представляло им теперь одну дикую пустыню и развалины.

гг) Высочайший пример любви к отечеству показал нам Сам Господь И. Христос, когда, пришедши для спасения всего мира, Он благоволил избрать и назвать Своим отечеством бедную и неблагодарную Иудею, в которой не имел даже где главу приклонить и всюду почти видел одну ненависть к Себе и постоянныя преследования, хотя осыпал народ Свой всяческими благодеяниями и строго исполнял все отечественные законы и постановления.

дд) Точно также учили и поступали и «святые апостолы» Его. В апостоле Павле, например, любовь к своему родному народу простиралась до крайней степени самоотвержения: «скорбь ми есть велия», пишет он сам о себе, «и непрестающая болезнь сердцу моему. Молилбыхся бо сам аз отлучен быти от Христа» (если бы только это было возможно) «по братии моей, сродницех моих по плоти, иже суть израилите» (Рим.9:2–4). Такую же любовь и попечительность о своих присных – близких и родных внушает апостол и всем последователям Христовым и, напротив, неисполнение обязанностей к ним считает как бы отречением от самой веры и хуже неверия (1Тим.5:8).

ее) И действительно, история христианской церкви представляет нам поучительнейший пример любви к отечеству в первенствующих христианах. Их ненавидели, гнали, мучили, убивали и кто же это? – свои же сограждане, соотечественники и нередко даже свои ближайшие родственники и домашние, а христиане не только не питали никаких враждебных чувств против своих соплеменников и соотечественников, но всем, чем только могли, содействовали благу и пользам их. Они безропотно несли все гражданския повинности, со всею верностью служили в войсках, никогда не позволяли себе нарушать общественнаго спокойствия, со всем усердием исполняли все государственныя постановления; и только когда требовали от них отречения от Христа, поклонения идолам, принесения им жертв и т. п., они справедливо отвечали врагам и мучителям своим: «надобно повиноваться более Богу, нежели людям» (Деян.4:19, см. «Письмо» к Диогнету; 1 «Аполог.» Иустина муч.,гл. 12 и др.).

жж) Равно история и нашего собственнаго отечества представляет нам множество самых великих жертв, принесенных для блага и спасения церкви и государства лицами обоего пола, всякаго звания, положения и состояния, например, во время владычества татар, появления самозванцев, нашествия поляков или галлов и проч. Такие примеры благочестия и доблестей предков наших заслуживают от нас всегдашней почтительной и благодарной памяти и вместе ревностнаго подражания, если мы хотим оставаться достойными их потомками.

III. Представленные священно-исторические примеры любви к отечеству и соображения здраваго разума побуждают каждаго из нас, братие, относиться со всею искренностию и теплотою любви к своей родине, счастие которой должно быть и нашим собственным счастием, равно как и бедствия и скорби которой должны быть и нашими личными бедствиями и скорбями. Аминь. (Сост. по слову прот. Н. Благоразумова, помещенному в «Душепол. чт.» за 1891 год, июнь месяц, стр. 268–273).

Отрывок из книги: протоиерей Григорий Дьяченко. «Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года».

Просмотров: 1104 | Добавил: st-rexnikolas | Теги: проповедь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Контакты
Храм св. Царя-Мученика Николая и всех Новомученников и Исповедников Российских
125212, Москва,
Головинское шоссе, 13A



8 495 450-59-18 (10:00-15:00) st-rexnikolas@ya.ru
Карта