Главная » Статьи » Статьи » прот. Михаил Ардов |
«Храм Лужка-Строителя». Взгляд на «коммерческий проект» 18 лет спустя
В далеком 1994 году мне удалось опубликовать в "Известиях" статью, где я высказывал сомнения в целесообразности очередной "стройки века" - возведения в Чертолье грандиозного сооружения, нового Храма Христа Спасителя. (Впрочем, я его именовал и именую иначе – "Храм Лужка-Строителя".) Теперь, как мы знаем, интерес к этому сооружению вновь усилился, и мне представляется уместным еще раз опубликовать мои тогдашние размышления. Как водится, в редакции статейку мою переименовали и внесли исправления, но я решаюсь предложить читателям первоначальный вариант. АЩЕ НЕ ГОСПОДЬ СОЗИЖДЕТ ДОМ... Еще в восьмидесятых годах, в самый разгар "развитого социализма", я задавался вот какими вопросами. Отчего на Западе мемориалы в память войн, битв, геноцида и прочих трагических событий, которыми так богат наш "гуманный" XX век, просты, безыскусны и вызывают у зрителей вполне уместные чувства?.. И наоборот - по какой причине подобные сооружения в нашем отечестве всегда грандиозны, аляповаты, кричаще уродливы? Сравним для примера скромный мемориал Вьетнамской войны, который существует в центре Вашингтона, с тем чудовищным ансамблем, что высится над Волгой на Мамаевом кургане. Объяснение тут самое прозаическое. Наши скульпторы, архитекторы и строители создают свои проекты в расчете на многомиллионные гонорары. А начальство наше заплатить крупное вознаграждение за небольшой, благопристойный памятник неспособно, и вот появляются на свет гигантские скульптурные монстры, целые комплексы - с портиками, с фонтанами и еще невесть с чем... И еще одно существенное соображение. Решительно все проекты, которые возникали в нашей стране за предшествующие десятилетия, были грандиозны - вплоть до бредовой идеи поворота вспять сибирских рек. Тут тоже кроется примитивный расчет. Если в какое-то дело вкладываются огромные средства, то для тех, кто его осуществляет, открываются возможности безбоязненно воровать значительные суммы. Это все припомнилось мне, когда я узнал из газет, что в Москве закипела работа над очередным "проектом века" - восстановлением храма Христа Спасителя. Казалось бы, что можно возразить против такого благого дела как храмостроительство? Да еще и восстановление поруганной и уничтоженной национальной святыни... И все же возражения существуют, и голоса такие уже звучат, хотя власть имущие к ним почти наверняка не прислушаются. Идея поддержана президентом Ельциным, мэром Лужковым и патриархом Ридигером. Самое простое и здравое возражение против новой грандиозной постройки уже выдвигалось неоднократно. Не лучше ли было бы миллиарды рублей и долларов, которые для этого дела предназначаются, потратить на восстановление и приведение в порядок еще уцелевших храмов, полуразрушенных и обезображенных, которых так много осталось и в самой Москве, и за ее пределами? Сотни приходов той же Московской патриархии влачат сверхжалкое существование - не на что починить обветшавшую кровлю, не на что содержать сторожа, нечем платить за отопление и освещение... Подлинный храм Христа Спасителя сооружался во вполне благополучной православной стране, где практически все население составляли верующие люди, а Государь именовался "хранителем веры". Нынешняя разоренная, обнищавшая, униженная Россия являет собою некую духовную пустыню с разгулом преступности, порнографии, прямого сатанизма... Не хватает больниц, старческих и детских домов, нет даже достаточного количества тюрем! Разумно ли и, главное, нравственно ли в подобной ситуации тратить миллиарды и миллиарды на сооружение богато изукрашенного, грандиозного храма?.. В годы недавнего большевицкого владычества некоторые старинные церкви, в особенности те из них, что стоят в больших городах, а потому доступны глазам иностранных туристов, выглядели вполне благопристойно - стены побелены, крыша покрашена, кое-где даже и кресты позолочены... А за закрытыми дверями и окнами - "мерзость запустения". Мне они всегда напоминали евангельские "повапленные гробы", о которых Господь говорит, что они "снаружи кажутся красивыми, а внутри полны мертвых костей и всякой нечистоты" (Мф. 23, 27). Это сравнение тоже припомнилось неслучайно. Принятый мэрией и патриархией проект носит название - "план поэтапного восстановления храма". И печать уже сообщила о том, каков будет первый этап этого плана. Дмитрий Шиманский в "Независимой газете" (07.04.94) приводит слова одного из ведущих архитекторов: "Подземное пространство можно было бы включить в эксплуатацию раньше. Выполняя роль коммерческого центра, оно могло бы дать средства не только на восстановление, но и на содержание храма". А "коммерческий центр" планируется изрядный - двухэтажные гаражи, рестораны, магазины, душевые с раздевалками, общественные сортиры, зрительные залы... И неужто никто из планировщиков не дал себе труда задуматься над самым простым вопросом: уместно ли все это заводить и "эксплуатировать" в здании церкви, посвященной Тому, Кто бичом изгонял торгующих из храма? В том же номере "Независимой газеты" публикуется фотоснимок макета будущего сооружения. Тут не только самый храм, но и две часовни, и дом для причта, и церковно-приходская школа... Однако же планировщики, которые расценивают свою работу как "акт покаяния архитекторов перед Церковью", забыли немаловажную деталь - стоявший между храмом и рекою памятник Императору Александру III, тому самому Государю, в чьем присутствии 26 мая 1883 года собор был освящен. Вообще же история постройки этого храма неразрывно связана с династией Романовых. Александр I дал обет построить церковь в память Отечественной войны и тогда же, 25 декабря 1812 года, издал о сем указ. Николай I избрал данное место для строительства и утвердил проект К.А. Тона. Александр II в 1863 году предоставил неограниченный кредит для завершения работ... Это вовсе не плохо, что архитекторы, люди, которые, по существу, уничтожили наш "колокольный град", наконец, заговорили о "покаянии". Но кроме богоотступничества и святотатства над нами тяготеет еще один страшный грех - цареубийство и нарушение завета благочестивых предков, которые на Земском Соборе 1613 года избрали династию Романовых и свои постановления запечатлели проклятиями тем, кто ими пренебрежет. Когда я пишу все это, у меня нет ни малейшего желания обидеть тех самоотверженных людей, которые беззаветно трудятся и собирают лепту для возрождения московской святыни, их побуждения самые чистые и заслуживают всяческого уважения. Но всем нам надлежит ясно сознавать, что возведение церкви - не просто стройка со сметой, материалами, техникой и рабочими. Самое существенное здесь - благоволение Господа, и храмоздателем может стать отнюдь не каждый. Библия повествует о том, что чести стать строителем храма в Иерусалиме не удостоился даже Пророк и Царь Давид, Бог благословил совершить это дело лишь его сыну - Царю Соломону. Царю Давиду и принадлежат вещие слова: "АЩЕ НЕ ГОСПОДЬ СОЗИЖДЕТ ДОМ, ВСУЕ ТРУДИШАСЯ ЗИЖДУЩИЕ" (Пс. 126,1). Источник: http://www.portal-credo.ru/authors/kolokol/index.php?status=txt&id=142 | |
Просмотров: 1992 | | |
Всего комментариев: 0 | |