Главная » Статьи » Проповеди » Свт. Филарет (Вознесенский)

ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ

Свт. Филарет (Вознесенский)

Когда Господь наш Иисус Христос на Тайной Вечери беседовал со Своими учениками, то предупредивши их в конце этой беседы словами "в мире скорбни будете", Он закончил эту беседу словами "но дерзайте, ибо Я победил мир". И как бы продолжая речь своего божественнаго Учителя, один из тех, кто слышали Его слова на Тайной Вечери, Апостол и Евангелист Иоанн Богослов в своем послании написал "сия есть победа, победившая мир - вера наша". И вот Церковь Православная, в первый воскресный день в Великом Посту, празднует Торжество Православия, празднует свою победу, победу Bеры Православной над всеми заблуждениями, над всеми притеснениями и гонениями, которых так много испытывала она на своем светлом, но и скорбном пути.

    С самаго начала на молодую первохристианскую Церковь обрушились со своей враждой и злобой иудеи, и хотя они самостоятельной власти не имели, но принесли Церкви немало затруднений и скорбей. Вслед за ними обрушились на Церковь со своими гонениями уже могучая римская власть, причем последние гонители напрягали все, свои силы к тому. чтобы совсем уничтожить христианство, но потерпели полную неудачу, т. к. языческий мир, в конце концов, после этих гонений склонился к подножию христианскаго креста.

    Но еще сами апостолы, в особенности св. Ап. Павел, предупреждали христиан, что в их среде появятся люди. неправо мыслящие и учащие, и это сбылось. Сразу же после Апостолов, даже еще и при них, начали появляться первые еретики со своим неправомыслием и лжеучениями; в первое время, в первые века, ереси особенно не волновали Церковь, но когда кончилась эпоха гонений, началась эпоха ересей. Ереси были для Церкви опаснее гонений. Гонения - это притеснение совне, и верные не боятся гонений; Церковь в эпоху гонений мученическою кровию только украшается.

    А ереси разрушают Церковь изнутри.

    Первая из больших и опасных ересей, ересь Ария, волновала Церковь более ста лет - волновала и тогда, когда сам ересеначальник Арий уже умер, уподобившись позорной смертью Иуде Предателю. Были и другия ереси, из которых последней, долго волновавшей Церковь, была ересь иконоборцев. Она была в особенности тяжела для Церкви потому, что появлялись императоры-иконоборцы, которые возставали против почитания св. икон и жестоко преследовали защитников этого почитания.

    Но все это миновало, и на последнем Вселенском Соборе, утвердившем истину почитания св. икон, было установлено Торжество Православия, торжество победы нашей веры над всеми ея врагами, над всеми заблуждениями, над всеми гонениями.

    Нынешний день больше всякаго другого напоминает нам о том, чтобы все мы проверили свою православность. Православен ли ты во всем? Если ты именуешь себя православным и убежден, что ты православный, то торжество православия и твое торжество. Однако же, позаботься о том, чтобы название "православный" применительно к тебе соответствовало действительности.

    Основы нашей веры точно, кратко, сжато и исчерпывающе изложены в нашем Символе Веры, который завтра, во время чина Пpaвocлaвия, будет торжественно возглашаться с этого святого места. В символе веры изложены все основные пункты нашего вероучения и человеку полезно не только теперь, но и вообще почаще проверять себя по этим пунктам и помнить, что если хоть какой-нибудь пункт в Символе Веры им не принимается с полной верой и благоговением, то его православность, как говорят, критики не выдерживает. А ведь есть в нашей вере много такого, в чем сомневаются люди, считающее себя православными.

    Как-то раз уже здесь приводился пример, как богатый купец в Москве держал на свои средства прекрасную неугасимую лампаду у Иверской Иконы Божией Матери. Когда друзья хвалили его за то, что он такой благочестивый и так усердствует, то он говорил: "да, да, конечно, это может пригодиться; может быть там и в самом деле что-нибудь есть". Вот вам и православный! Он совсем не убежден, что там, за гробом, "что-то есть", есть какой-то иной, духовный мир, но "на всякий случай" держит эту лампаду.

    Есть люди, которые сомневаются в других пунктах веры. Есть такие, например, которые не только нарушают посты (это м. б. еще по немощи), но просто не считают, что они обязаны их соблюдать, а это - уже не православно. Преп. Серафим Саровский в свое время не остановился перед утверждением, что человек, не соблюдающей постов, вообще - не христианин. Так преподобный и сказал: "Каким бы православным себя такой человек ни считал, но если он постов не соблюдает, Церкви не повинуется, то он - не христианин". Ведь Сам Господь сказал, что человек, который Церкви не слушает и ей не повинуется - все равно, что язычник и мытарь.

    Так вот, и нужно нам проверять свою православность; а если, действительно, ты чувствуешь по совести, что все богатое и прекрасное содержание нашей веры тобою приемлется с благоговевнием, как святыня, как с неба принесенное учение об истине, то тогда ты, действительно, православен и тогда Торжество Православия будет и твоим праздником и торжеством.

     Аминь.

 


Источник: http://watchinexile.net16.net/torzhfv.htm
Категория: Свт. Филарет (Вознесенский) | Добавил: st-rexnikolas (09.03.2014) | Автор: свт. Филарет (Вознесенский)
Просмотров: 915 | Теги: проповедь, свт. Филарет (Вознесенский) | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Контакты
Храм св. Царя-Мученика Николая и всех Новомученников и Исповедников Российских
125212, Москва,
Головинское шоссе, 13A



8 495 450-59-18 (10:00-15:00) st-rexnikolas@ya.ru
Карта