Главная » Статьи » Проповеди » Свт. Филарет (Вознесенский) |
Свт. Филарет (Вознесенский) По церковному уставу, во второй воскресный день Великого Поста Православная Церковь, помимо празднования воскресного дня, еще вспоминает одного из великих иерархов и проповедников чистого Православия, Святителя Григория Паламу, который был архиепископом города Солуни, или, иначе, Фессалоник. Святитель Григорий принадлежал к числу тех великих благовестников христианской истины, у которых дело с жизнью не расходилось, и поэтому, помимо тех богословских сокровищ знания, которые он оставил в изобилии, как наследство для Православной Церкви, он привлекал к себе души человеческие своею святою и подвижническою жизнью, и, таким образом, его духовное воздействие было двойным: он учил и своим словом, и самой жизнью своею. Ему приходилось бороться с еретиками, которые искажали истину православия самыми различными способами. Был один вопрос, чисто богословский, из-за которого у него была долгая борьба с исказителями истины. Когда Господь Иисус Христос преобразился на горе Фавор и просиял там, как солнце - по их утверждениям, этот чудесный свет был обычным светом, какой мы постоянно видим в солнце и других источниках света - светом обычного порядка. Святитель Григорий Палама, возражая на это, учил, что это был совсем иного порядка свет, ибо он указывал на слова апостольские: "Бог есть Свет и нет в Нем никакой тьмы". А символ веры наш, как вы знаете, говоря о Сыне Божием, о Господе Иисусе Христе и Его воплощении на земле, гласит, что Он есть "Свет от Света, Бог истинный от Бога истиннаго". А о нашем обычном свете Библия говорит, что он не присущ Богу, как вечное свойство самой Его природы, а сотворен Им во времени: "И сказал Бог, да будет свет - и стал свет" (Быт. 1, 3). В конце концов эта чисто православная точка зрения восторжествовала, и противники святителя были посрамлены. В наше время теперь часто говорят, что это "отвлеченно-богословская тема". Может быть, конечно, для наших теперешних современников это и так, потому что их обыкновенно интересуют совсем другие вопросы, а что касается истин бытия Божественного, истин духовного порядка, относящихся к тому, что невидимо и что вечно, это, к сожалению, теперь мало кого интересует. Сейчас вообще, братие, когда мы наблюдаем окружающую жизнь, то мы видим, какие сбивчивые, какие неправильные представления об истине христианской наблюдаются у теперешних людей, у многих из тех, кто именует себя и, может, искренно считает себя верными чадами Православной Церкви. А в действительности, как приходится часто наблюдать, о православии, об основных истинах православия, они имеют самые сбивчивые и неясные понятия, а часто и вообще никаких не имеют. Чтобы убедиться в этом в наше время, достаточно, например, задать православным христианам такой вопрос: назовите три главных догмата нашей православной веры (это - догматы Святой Троицы, воплощения Сына Божия и искупления). Многие ли смогут это сделать? А, к сожалению, сейчас мы слышим и видим, как люди мало церковные и мало сведущие в истинах веры берутся рассуждать и о богословии, и о церковной жизни, о том, как должна жить Церковь, и как нужно Церковью управлять; причем говорят это они чрезвычайно самоуверенно, и чем меньше они в этом деле понимают, тем больше у них самоуверенности… Справедливо было сказано несколько времени тому назад в одном православном органе печати, что в последние годы вдруг все себя возомнили знающими все - знающими и православную веру, и богословские истины, и все, что касается церковной жизни и администрирования и т. д. Решили, что они все знают и все понимают и могут всех учить и наставлять. Потому-то так много сейчас путаницы, неразберихи и несогласий внутри церковной ограды. Люди сами не знают и того, что они говорят. Эти слова не мне принадлежат: еще святой Апостол Павел говорил о том, что люди хотят быть учителями, но не понимают того, о чем они говорят, и не понимают как следует даже того, что сами они говорят. А когда звучит голос истины, то ему мало внимают. Когда жил святитель Григорий Палама, было время иное. Это теперь людям кажется, что тот вопрос, из-за которого он боролся с еретиками, был "отвлеченно богословский" вопрос; а тогда все, что относилось к истине Православия, живо интересовало людей - оно было близко их душе и сердцу, поэтому для них это были не отвлеченные споры. А теперь все это, к сожалению, далеко от сознания и сердца наших современников, поэтому они и считают, что это какие-то оторванные от жизни теоретические положения, а никак не что-то такое, что может душу человека наполнить, заинтересовать и освятить. Но будем с вами помнить, что только Церковь Христова есть столп и утверждение истины, что только Господь Иисус Христос есть источник чистого, истинного учения. Он Сам о Себе сказал: "Я есмь путь и истина и жизнь". Он есть сам воплощенная истина. Только Пилат и ему подобные не умели и не умеют по своему равнодушию эту истину увидать, а тот, у кого очи открыты, чтобы видеть, и уши отверсты, чтобы слышать, знает и чувствует душою своею, что действительно истина - это Христос. И потому-то христианин должен всегда, когда он встречается с каким-либо учением, всегда проверить его истиною Христовою. То, что нас приводит ко Христу, истинно и благословенно, а то, что нас отводит от Христа и от православия, есть только гибельный обман, в какие бы привлекательные виды не облекался этот обман и как бы красиво о нем не говорилось. Еще раз повторяю: помните, все, что отводит нас от Христа Спасителя, от Его учения и от чистой православной церковности, все это только заблуждение и гибель. Поэтому раз и навсегда скажи себе, душа христианская: "Не принимаю никакого учения, кроме Христова, и не знаю никакого другого учителя, кроме Христа Спасителя - не знаю и знать не хочу"… Аминь. Источник: http://watchinexile.net16.net/palama.htm | |
Просмотров: 829 | | |
Всего комментариев: 0 | |