Главная » Статьи » Проповеди » Свт. Филарет (Вознесенский) |
Свт. Филарет (Вознесенский)
Когда Господь наш Иисус Христос, совершал дело Свое спасения рода человеческаго, ходил по полям и дорогам святой Земли Палестины, благовествовал, чудотворил и исцелял, Он неоднократно говорил "не думайте, что Я пришел нарушить закон; не нарушить Я пришел его, а исполнить". Причем, святые отцы указывают, что эти Его слова имеют двойной смысл. Во-первых, он пришел, чтобы "исполнить" - привести в полноту ветхозаветный Закон, В этом смысл, славянское слово "исполнить" по-русски будет означать - восполнить, привести в полноту. В то же самое время, Сам Он был и исполнителем того закона, который был дан Моисею, т. е. иными словами был Сам исполнителем СВОЕГО закона, давая всем верующим пример того, как нужно исполнять этот закон. Вероятно, вы читали в Евангелии, что Господь однажды сказал: скорее небо и земля прейдут (прекратят свое бытие), чем хотя бы одна йота, одна черточка прейдет - исчезнет - из закона, т. е. не будет исполнена, пока не исполнится все. И вот и в нынешний праздник, когда Церковь поет "Безначальное, Слово Отчее, начало прием от Девы, яко младенец четыредесятодневен Материю Девою приносится в церковь законную, и сего на руки приемлет старец" - Господь дает нам пример исполнения закона. Глубокий старец Симеон, который был, по Евангелию, праведен и благочестив так, что о нем прямо сказано - "Дух свят бе в нем" - что в нем почивал Дух Святый - по зову Духа пришел в Храм Господень, увидел Младенца и принял Его на руки. Церковь говорит от лица крошечнаго Младенца, котораго держала на руках своих Преблагословенная Матерь Дева и принятаго старцем Симеоном в его старческия дрожащая руки: "Не старец Мене держит, но Аз держу его" (не он Меня держит, а Я его держу), той бо от Мене отпущения просит". Ибо старец Симеон, осененный Духом Святым знал, что Этот Маленький Младенец, Который у него на руках - Владыка всего существующего. Поэтому он и обращается к Нему: "Ныне отпущаеши раба Твоего Владыко, по глаголу Твоему с миром". Так - с миром отходил праведный старец из этого мipa. Но мы знаем, что отходя с миром, он не мирное предсказание сделал Той, от Которой принял этого святейшаго Младенца. Ибо, обращаясь к Преблагословенной Деве Марии, праведный Симеон говорит, предсказывает Ей, что будет время, когда Ей душу пройдет оружие, т. е. Она переживет такую скорбь, какую никакими другими словами нельзя передать; страдание и скорбь, которыя как орудия, как меч пройдут через Ея святейшую и непорочную душу. И по преданию церковному, Пречистая Дева Мария, Сама говорила впоследствии, что после этого предсказания святаго Симеона, хотя и бывали радостные и светлые моменты в Ея жизни, однако Она всегда жила трепетным ожиданием того, что вот-вот сбудется это страшное предсказание; но поняла Она это предсказание до конца только тогда, когда стояла у креста Сына Своего, сраспинаясь Ему Своим материнским сердцем... Но блажен был праведный старец, который мог сказать, что он отходит с миром. О ветхозаветных угодниках Божиих редко говорится в Св. Библии, что в них был Дух Святой. О праведном Симеоне это сказано. А известно еще по преданию церковному, что он был глубоким старцем, достигшим глубочайшей старости, давно перешагнувшим обычные пределы человеческой жизни. Ибо он уже был старцем тогда, когда за 270 лет до Рождества Христова переводил книгу пророка Исайи; и когда там ему пришлось переводить слова "се Дева во чреве примет и родит Сына, и будет его имя Эммануил", то он решил, что здесь ошибка, и хотел стереть слово "Дева", а вставить слово, означающее "замужняя женщина" (если она во чревe приимет и родит сына), но ангел удержал его руку и сказал: "верь написанным словам и ты увидишь исполнение их". И вот старец поверил и всю жизнь свою пламенел этой верой. 270 лет! Сколько времени он ждал! Сколько поколений сменялось у него на глазах, рождались, вырастали, старались и умирали, а он все жил и пламенел своей могучей верой. И все, наконец, предсказания ангела сбываются - и он приемлет Создателя Всяческих на свои старческия руки. Этот пример святой жизни праведнаго Симеона, в силу его необычайнаго долголетия, имеет, конечно, особый характер. Но нужно помнить, что всякий должен себе желать такой богоугодной мирной кончины, какой скончался тогда старец Симеон и о которой он говорил в последней молитве своей. Ведь мы с вами постоянно молимся за каждой службой: христианския кончины живота нашего безболезненны, непостыдны, мирны... Конечно, все мы молимся так, но смерть наша бывает по внешним ея условиям, не одинаковая. Один Господь знает, кому нужно какую смерть послать, и когда прервать нить жизни человеческой, и погасить тот светильник жизни, который Он зажег. Только Он Сам знает, когда нужно его потушить; но во всяком случае, кончина праведнаго Симеона должна нам напоминать и об нашей кончине. Да дал бы Господь, чтобы каждый из нас от Бога получил такую кончину, если и не безболезненную (ибо иногда предсмертная болезнь освящает и просвещает человека), то во всяком случае непостыдную и по-христиански, - мирную. Аминь. Источник: http://watchinexile.net16.net/sreten2.htm | |
Просмотров: 1109 | | |
Всего комментариев: 0 | |