Главная » Статьи » Проповеди » Свт. Филарет (Вознесенский)

СЛОВО В НЕДЕЛЮ ПРЕД ВОЗДВИЖЕНИЕМ
Свт. Филарет (Вознесенский)
    Приближается Великий праздник - Воздвижение Святого Животворящего Христова Креста. И Церковь в приближении этого Праздника, в последний воскресный день перед его наступлением, нам сегодня благовестила краткое Евангелие, в котором говорилось о том, как Бог всемогущий возлюбил мiр так, что Сына Своего Единородного отдал, чтобы "всяк верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную".*

    Любовь Бога Отца к грешному человеческому роду не остановилась перед тем, чтобы пожертвовать, так сказать, Единородным возлюбленным Сыном, ибо Он стал чрез Свое распятие и крестную смерть Спасителем нас грешных.

    Если Бог Отец так возлюбил мiр, то и Сын Его Единородный, Который отдал Себя за нас грешных, чтобы нас спасти, Он также возлюбил нас тою безграничною, беспредельною любовью, о которой Апостол Павел сказал, что она "превосходит человеческий ум"** , и о которой так прекрасно было сказано во вчерашнем воскресном каноне, где говорилось (Церковь от лица каждого из нас обращается к Спасителю и говорит): " Ты врага мя суща зело возлюбил еси, Ты истощанием странным сошел еси на землю, благоутробне Спасе, последняго моего досаждения не отвергся и, пребыв на высоте пречистыя Твоея славы, прежде бесчестнаго мя, прославил еси".

    И об этой же любви нашего Господа, о том, как он умел миловать и спасать грешников рассказало нам и второе Евангелие***. Евангелист Иоанн повествует о таком случае: однажды к Спаситель нашему книжники и фарисеи и законники привели, а, вероятно, точнее - притащили, приволокли женщину, взятую в грехе прелюбодеяния. Прямо - оторвали ее в ея нечистоте распутства от преступного ложа греховного и привели ее к Спасителю. Как будто бы ревнуя о Законе, а, в действительности, надеясь, что они хоть на этот раз приготовят Ему гибельную ловушку.

    Сколько раз они задавали Ему искусительные вопросы! Сколько раз они надеялись, что называется, "привести Его в тупик"! - Милостивый Господь никогда их грозно не обличал, но, однако же, ответы они получали всегда такие, что со срамом, с позором и стыдом - удалялись.

    Вот и здесь: привели они к Нему женщину и говорят: 
- Учитель, Моисей нам заповедал таких побивать камнями, а Ты что скажешь?

    И - ждут... И думают, что если Он скажет, что - побить ее камнями, то у народа будет впечатление, что Он - жесток. Где же Его любовь? А если скажет - нет, тогда, скажут, - Его Самого нужно камнями побить, потому что Он нарушает Закон Моисеев.

    Иоанн Евангелист говорит, что Господь Спаситель наклонился низко к земле и что-то там писал на ней, Своим пречистым перстом руки Своей, никакого ответа не давая. Они настаивали, поднялся, конечно, шум и крик. И когда они так вот приступали к нему усиленно, то Он выпрямился и дал удивительный ответ. Не отрицая закона Моисеева, Он, однако же им говорит: 
- Кто из вас без греха, тот первый брось в нее камень. 
И этот изумительный ответ даже в их сожженную совесть проник. Даже они - растерялись, потому что совесть сразу их стала обличать. Что они из себя сами представляли! Им ли говорить о грехе этой женщины, когда они сами сплошь преисполнены грехов!

    Так и говорит Евангелист, что, услышавши это, они смолкли, конечно, и будучи совестью обличаемы, стали уходить один за другим. Начиная со старших до последних, и, в конце концов, площадь, только что наполненная кричащим народом, [полная] фарисеев и законников - опустела совершенно. И остался только Господь и женщина, взятая во грехе.

    Снова восклонился Господь - только она пред ним. И как Он милостиво к ней обращается! Без единого слова упрека за ее тяжкий и скверный грех! Он только спрашивает: "Женщина, где же твои обвинители, никто тебя не осудил?" Смиренно она отвечает: "Никто, Господи!" И вот тогда последовал уже ответ Того, Кто один только имеет власть осуждать и разрешать, ответ Самого Спасителя, Который говорит: "И Я не осуждаю тебя. Иди, только впредь больше не согрешай."

    Обратите внимание: когда они так стали с позором и со срамом расходиться, то она ведь легко могла убежать. Она, несомненно, чувствовала жгучий позор, жгучий стыд оттого, что, как она себя осквернила и загрязнила, и ее привели пред эту небесную, высочайшую чистоту и святыню. А однако же - она не уходит. Сознает себя безответно виновной, ей больно, ей стыдно мучительно, но она - не уходит. Почему? - Да потому, что душа ее потянулась к Спасителю грешников. Потому, что она почувствовала, после того, что она только что пережила, когда ей, конечно, могла и смерть грозить, почувствовала, как хорошо и спокойно около Него. И - получила Его милость. И ушла, и, вероятно уже, прилагала все усилия к тому, чтобы больше себя такими грехами не сквернить.

    Вот - любовь нашего Господа, как Он умеет грешников привлекать к Себе и как Он за них заступается, когда фарисейская "праведность" старается их осудить.

    Но помните, братие: мы с вами сейчас живем в трудное время. И время это таково, что сейчас нравственный и духовный строй человека (как и раньше, конечно, было, а сейчас - в особенности резко и явно) определяется его отношением к Господу Спасителю, Спасителю всякой грешной души. Верность Христу Господу и Его учению, и Его Церкви святой - вот что должно прежде всего нас заботить. О том, чтобы везде и всегда, в мiре, теперь отступающем, сохранять верность Ему и Его учению. Говорил святитель Феофан Затворник когда-то, что приближается время, когда будет полное отступление от Духа Христова. "Но, - говорил великий святитель, - внешность церковная останется пышной, великолепной. Будут чины церковные, звания церковные и высокие саны, торжественные богослужения, пышные, благолепные, нарядные... Казалось бы, все имеется, только, - говорил святитель, - под этим блестящим покровом - полная измена Христову Духу." Вот этого-то и надо бояться! Это уже в наше время свершается! Не нужно ни на кого и ни на что пальцем показывать! На глазах это у нас с вами теперь: как будто бы и говорят и о Христе и о Церкви, как будто бы Церкви какие-то существуют, а, в действительности, идут они по пути явной неверности нашим Православным священным традициям, законам и правилам и самому Духу Христову! Бойся этого, человек! Не соблазняйся внешней пышностью, казалось бы, благолепия церковного, а испытуй тщательно, Христов ли тот дух. И если нет духа к Христу, духа верности, духа послушания Ему и Его святым правилам - правилам Его Церкви, то помни, что если неверный Ему Им будет осужден, то и тот, кто Церковь не слушает, Им Самим также осуждается, ибо Он сказал: "Кто Церковь не слушает, тот все равно, что язычник и мытарь."**** То есть - не христианин вообще.

    Будем это помнить. И, помня о любви Спасителя к нам, как Он пострадал за нас на кресте, который будет прославляться всего через несколько дней, и как Он по этой любви Своей умел миловать и прощать кающихся грешников, которые к Нему тянулись так, как больное растение все тянется к лучу живительного, животворного солнечного света...

    Иди же к Спасителю, душа христианская! ибо только у Него найдешь успокоение и мир душевный.

Аминь.

*Ин. 3, 13-17. 
** Еф. 3, 19. 
***Ин. 8, 3-11. 
**** Мф. 18, 17.


 ПО ТЕМЕ: 
Проповеди свт. Филарета (Вознесенского) 

Источник: http://watchinexile.net16.net/propov2_20.htm
Категория: Свт. Филарет (Вознесенский) | Добавил: st-rexnikolas (25.09.2016)
Просмотров: 1173 | Теги: проповедь, свт. Филарет (Вознесенский) | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Контакты
Храм св. Царя-Мученика Николая и всех Новомученников и Исповедников Российских
125212, Москва,
Головинское шоссе, 13A



8 495 450-59-18 (10:00-15:00) st-rexnikolas@ya.ru
Карта