Главная » Статьи » История » Иосифлянские храмы

Московский Крестовоздвиженский храм на Воздвиженке
Церковь Воздвижения Креста Господня


Церковь Воздвижения Креста Господня стояла напротив здания Военторга на одноименной улице - Воздвиженка, там, где сейчас находится подземный переход. До 1814 года она была соборным храмом Крестовоздвиженского монастыря, по которому была названа улица, после революции переименованная в улицу Коминтерна (по находящемуся на ней зданию, где Коминтерн работал в первые годы после революции), а потом в проспект Калинина - также по угловому зданию с Моховой, где находилась приемная "всесоюзного старосты".

По упразднении монастыря в 1814 году после нашествия Наполеона церковь стала обыкновенным московским приходским храмом.

История древней Крестовоздвиженской церкви овеяна множеством легенд.

Одна из них гласит, что в середине XV века на этом месте стоял дом любимца Василия Темного, князя Ховрина, чьи владения простирались от Старого Ваганькова (за Музеем изящных искусств) до Поварской и Арбата к Москве-реке. На его дворе стояла деревянная церковь. Потом на месте своего дома князь выстроил новую, каменную, и вскоре основал здесь монастырь и сам принял в нем иночество.

Когда в 1440 году казанский хан Махмед явился в Москву, схимник Крестовоздвиженского монастыря, вооружив монашескую братию, присоединился к начальнику московского войска князю Юрию Литовскому и неожиданно напал у Арбатских ворот на казанцев, грабивших город. Отбив у них плененных женщин, детей и граждан московских, он на том же месте окропил всех святой водой.

Летопись повествует о другой истории Крестовоздвиженской церкви: в 1540 году в Москву из Ржева принесли две чудотворные иконы - Богоматери и Воздвижения. Их встречали малолетний великий князь Иоанн (будущий царь Иван Грозный) с митрополитом за Неглинной, и на этом месте был поставлен памятный Крестовоздвиженский храм. Хотя в 1899 году здесь было найдено погребение 1538 года, и это может подтверждать версию о князе Ховрине.

Так или иначе, но церковь точно известна со времен Ивана Грозного. Тогда она была деревянной, и именно от нее вспыхнул страшный пожар 1547 года. За день до пожара к церкви пришел юродивый Василий Блаженный и "плакашеся неутешно" перед ней. Долго народ гадал, от какого горя плачет юродивый, а следующий день был в Москве такой пожар, в котором погибали каменные здания и плавилось железо.

В том же 1547 году был впервые упомянут в летописи и Крестовоздвиженский монастырь. Он тогда назывался монастырь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, "что на Острове". Предполагают, что в той местности тогда находился небольшой лесок среди полей, и отсюда произошло такое старомосковское название. После пожара церковь отстроили в камне, и стояла она в этом монастыре.

В петровское время храм был перестроен из плинфы, как тогда называли кирпич, тогда же Воздвиженкой была названа Смоленская улица. Новую церковь возводили около 20 лет - работам помешал указ Петра о запрещении каменного строительства в Москве, когда все силы и средства должны были быть брошены в Петербург. Интересно, что храм возведенный, "иже под колоколы", был одним из самых последних в городе, построенных в традиции допетровского зодчества - в стиле московского барокко. Впрочем, другие исследователи называют стилем церкви южнорусское (в первую очередь украинское) деревянное зодчество. А в 1848 году арх. П.П.Буренин построил самостоятельную колокольню.

В 1812 году монастырь по одним сведениям, почти не пострадал, по другим - пострадал так, что из-за этого и был упразднен. Доподлинно известно то, что он был разграблен захватчиками. В нижней церкви они устроили конюшни, а в алтаре расставили походные кровати для французских солдат. В иконостас вбивали гвозди для сбруи, деревянные части храма вместе с иконами жгли вместо дров. В последних числах августа, накануне вступления Наполеона в Москву, монахи вывезли ризницу в Вологду, засыпали монастырские ворота землей, а имущество спрятали в подпол - там оно и было обнаружено французами.

В 1814 году соборную Крестовоздвиженскую церковь обратили в приходскую, а на территории бывшего монастыря построили дома для семейств церковнослужителей кремлевского Успенского собора, заселенные в 1820 году.

В Крестовоздвиженском храме были похоронены многие русские государственные деятели - канцлер и руководитель внешней политики России М.И.Воронцов, принимавший участие в дворцовом перевороте, который привел к власти Елизавету Петровну, и много сделавший для Ломоносова; московский генерал-губернатор В.Я.Левашов, занимавший этот пост в годы правления Елизаветы, боярин Стрешнев.

В истории Москвы Крестовоздвиженская церковь была знаменита тем, что в ней 6 июня 1856 года венчался М.Е.Салтыков-Щедрин с дочерью вятского вице-губернатора Елизаветой Аполлоновной Болдиной. Он познакомился со своей будущей невестой, когда той было около четырнадцати лет, во время ссылки в Вятке, куда был отправлен по высочайшей резолюции в 1848 году за "распространение революционных идей, потрясших Европу". Салтыков, как и Достоевский, посещал кружок петрашевцев, увлекался социалистическими идеями Фурье и Сен-Симона и попал в опалу за свои две ранние "неблагонамеренные" повести - "Противоречие" и "Запутанное дело".

Вскоре после знакомства с семейством Болдиных Салтыков договорился ждать совершеннолетия своей невесты. Он был так увлечен ею, что сам написал целый курс истории России для юной и весьма далекой от подобных интересов девушки, мечтавшей о балах, журфиксах, светской жизни, Петербурге. Потом она всю жизнь жалела, что ее муж "манкировал карьеру" и засел в кабинете писать "Мишелевы глупости" вместо того, чтобы стать министром. Малоизвестно, что именно Елизавета Аполлоновна придумала мужу знаменитый псевдоним: чиновнику было неудобно печатать литературные труды под своей фамилией, и она посоветовала ему взять псевдоним от слова "щедрый", поскольку молодой сатирик в своих сочинениях был щедр на сарказмы. А многолетняя работа над переписыванием набело рукописей мужа стоила ей в старости почти полной потери зрения.

Известно, что сразу же после смерти Николая I из ссылки ему помог выбраться генерал-адьютант П.П.Ланской, женатый на вдове Пушкина и вместе с ней приехавший в Вятку для создания там военных ополченских дружин осенью 1855 года. Его двоюродный брат, С.С.Ланской, ставший министром внутренних дел, служил тогда в Петербурге, и сама Наталья Николаевна написала родственнику ходатайственное письмо о Салтыкове. В ноябре тот доложил о Салтыкове Александру II, и государь разрешил ему "проживать и служить, где пожелает", и снять с него полицейский надзор.

Салтыков захотел вернуться в Петербург и по дороге из Вятки заехал в Тверскую губернию, к своей знаменитой матери - спросить у нее благословения на свадьбу. Его мать, ставшая прототипом сразу двух героинь крупнейших произведений Щедрина - Арины Петровны из романа "Господа Головлевы" и Анны Павловны Затрапезной из "Пошехонской старины", - оказалась резко против бракосочетания сына с юной "бесприданицей", урезала ему месячное содержание и отказалась приехать на свадьбу.

Венчание было назначено в Москве, проездом в Петербург - из-за столичной дороговизны и нехватки средств. Этот брак не был счастливым. Впоследствии из-за расхождения в образе жизни больной Щедрин последние годы прожил обособленно от семьи, денно и нощно в собственном кабинете, где он не только писал, но и принимал посетителей по редакционным вопросам, возглавляя журнал "Отечественные записки" - вплоть до их закрытия в 1884 году. Дверь в квартиру в знаменитом доме №62 (ныне 60) на Литейном проспекте не запиралась, и к нему мог беспрепятственно придти любой человек с улицы.

Видимо, семейный разрыв привел к тому, что после его смерти в этом доме не был создан мемориальный музей Салтыкова-Щедрина, хотя супруга пережила его на 21 год. Личные вещи писателя остались в основном у его дочери, которая после революции уехала за границу. В доме же на Литейном проспекте и сейчас находится обыкновенная питерская коммуналка, хотя у жильцов на стенах висят портреты Щедрина. "Он тут хозяин!" - с некоторым страхом говорят они.

Память о Щедрине, весьма чтимого советской властью, не спасла и московский храм от сноса в 1934 году - в отличие от храма Большого Вознесения у Никитских ворот, спасенного именно памятью о Пушкине.

В начале 1920-х гг. из Крестовоздвиженской церкви были изъяты золотые и серебряные предметы утвари. С 1928 до закрытия (1931) община храма прекратила поминать митр. Сергия (Старогородского) не согласившись с его Деклорацией от 27 марта 1927 года. Весной 1929 г. настоятеля церкви отца Александра Сидорова арестовали и сослали (по пост.КОГПУ от 17.05.1929) в концлагерь в Кемь, где он погиб в 1931 г. В 1934 году церковь была разрушена, а на месте снесенного храма устроили шахту Метростроя. До зимы 1979 года на проспект Калинина выходили только бывшие монастырские ворота, также снесенные при строительстве подземного перехода. Сейчас там простая асфальтовая площадка.

Священнослужители:

Григорович Пётр Фёдорович — священник. Род. в Киевской губ. Служил в иосифлянской Крестовоздвиженской церкви на Воздвиженке (с 5.1929). Утверждён Архиеп.Димитрием (Любимовым) в августе 1929. Арестован в ноябре 1929. В заключении в Кеми.

Дулов Николай Николаевич (1885 – ?) — протоиерей. Род. в Москве. Князь, помещик. Окончил Археологический институт в Петербурге (1906), Александровскую военно-юрид. академию (1913). В годы Первой мировой войны — нач.штаба дивизии, подполковник Генштаба. Священник храма Мч.Трифона в Москве (с 1920). Арестован в мае 1922 вместе с Патр.Тихоном, сослан на 3 года в Коми-Зырянскую авт. обл. Вернулся в Москву (сент.1925), служил в храме Мч.Трифона (до 1929). Один из помощников Еп.Алексия (Буя), ездил к Митр.Иосифу (Петровых) весной 1928, участвовал в совещании иосифлянского руководства в Ленинграде (май 1928). Отказался от сана епископа, предложенного московскими иосифлянами. Второй священник (упомин.ос.1929), временно исполняющий обязанности настоятеля в Крестовоздвиженском храме (сент.1929). Арестован 28.10.1929 в Москве, по пост. ОСО КОГПУ от 23.11.1929 приговорён к 5 годам лагеря. В заключении на Соловках (с 4.12.1929). Привлечён к следствию по делу «буевцев», в Воронежской тюрьме (с 5.05.1930). По пост.КОГПУ от 28.07.1930 приговорён к 10 годам лагеря, переведен в Бутырскую тюрьму; по пост.КОГПУ от 3.09.1931 по делу «Всесоюзного центра Истинное Православие» приговорён к 5 годам лишения свободы условно, освобождён. Служил в последнем иосифлянском храме Московской епархии — Благовещения близ ст.Мичуринец до его закрытия в нач.1941.

Смирнов Георгий — священник. Род. в Ржеве Тверской губ. в семье потомственных педагогов. В нач.1930-х настоятель Крестовоздвиженской церкви в Москве. Арестован и выслан.




Источник: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/culture/svmos-vozdvizh.htm
Категория: Иосифлянские храмы | Добавил: st-rexnikolas (09.11.2013)
Просмотров: 1853 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Контакты
Храм св. Царя-Мученика Николая и всех Новомученников и Исповедников Российских
125212, Москва,
Головинское шоссе, 13A



8 495 450-59-18 (10:00-15:00) st-rexnikolas@ya.ru
Карта