23:22 Великопостное послание | |
Великопостное послание Митрополита Суздальского и Владимирского Феодора, первоиерарха Российской Православной Автономной Церкви«Время покаяния наста, потщимся, христолюбцы, очиститися всех прегрешений и явитися Владыце блаженни» (Тропарь трипеснца вторника Сырной седмицы)
Возлюбленные о Христе отцы и братия, сестры, избравшее молитвенную жизнь, исполненную духовных подвигов честное иночество, чада Российской Православной Церкви! По милости Божией, наступает долгожданное время Святой Четыредесятницы – Святого Великого Поста. Время, которое являет для нас череду покаянных дней воздержания и сугубых молитв. Их с нами вместе разделяет чадолюбивая, заботливая наша Мать - Церковь Православная Христова, Его возлюбленная и непорочная Невеста, принимающая на себя ради нас и нашего спасения сорокодневный покаянный подвиг, который некогда совершил и Ее Небесный Жених, Господь наш Иисус Христос. Под мудрым водительством Церкви Христовой мы прошли подготовительные дни, предшествовавшие Святому Великому Посту. Эти дни напомнили нам о важности сокрушенного плача о своей греховности, надменности и растленности. Теперь, в течение долгих и благодатных часов великопостных богослужений, нам предстоит вновь открыть для себя дух истинной покаянной молитвы. Этот дух будет предостерегать нас от лживого самообольщения, которое губит молитву. Во время этих богослужений мы часто будем вспоминать, что нам, чадам церковным, завещано подражать смирившему Себя «даже до рабия зрака» Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу. Этот подвиг подражания Христову смирению вслед за своим Господом несло не одно поколение Его последователей, которые, подобно святому апостолу Павлу, оставили нам завет: «Подражайте нам, якоже и мы Христу» (ср. 1 Кор., 4:16). Истинная, самоотверженная любовь, лишенная гордыни и лукавства, через смирение утверждает нас в святой вере, учит нас всякой правде, делает нас носителями благодати, исцеляющей и укрепляющей наши души для блаженной Вечности. Приобретенные нашим духовным подвигом добрые плоды покаяния соединяют нас с Богом, а только через это таинственное соединение можно прийти в Царство Небесное, чтобы жить в Боге. Но прежде мы должны сосредоточиться на покаянном духе Великого Поста. Как мы жили раньше? Мы постоянно грешили и не приносили должного покаяния в том, потому что и после исповеди продолжали грешить. Постоянно пребывая, таким образом, в духовном расслаблении, мы часто спрашивали себя и других: «Что нам делать?» Даже если и получали мы мудрый и правильный ответ, то продолжали ничего не делать. А ответ на вопрос «Что нам делать?» дает святой апостол: «Покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян., 3:19). Но как правильно совершить это покаяние? Ведь многие из нас сожалеют о содеянных грехах, многие оплакивают последствия греха, но при этом далеки от истинного покаяния, и грех продолжает жить в них. В библейской ветхозаветной истории мы находим пример неразумного Исава, продавшего свое право быть первородным сыном, то есть наследником своего отца, за чечевичную похлебку. У Исава были досада и негодование на своего брата, купившего у него это первородство, но не было глубинного осознания греховности своего поступка и его последствий. Даже Иуда Искариот, предав своего Господа, вскричал: «Согрешил я, предав Кровь неповинную» (Мф., 27:4). Казалось бы, признал свой грех, но вследствие наступившего от этого признания отчаяния, плененный страстью сребролюбия, ради которой и предал Господа на смерть, Иуда не смог возгреть в своей душе чувств покаяния и сокрушения. Итогом такого признания греха без истинного покаяния в нем стало самоубийство Иуды, который действительно не знал, как можно дальше жить. Совсем другой пример, совпадающий по времени с поступком Иуды, подает нам святой апостол Петр. И он согрешил, трижды отрекшись от Господа, предав Его. Но, испытав истинное сокрушение, он покаялся перед Господом и получил от Него великое поручение: «Паси овцы Моя» (Иоан., 21:17). Продолжая говорить о формальной исповеди – хладнокровном признании своего греха без сердечного сокрушения и отречения от него, - можно привести еще пример египетского фараона времен пророка Моисея. Фараон не хотел отпускать из рабства народ Божий, и по слову Моисея его страну стали постигать казни суда Божия. Видя эти катастрофы, фараон всякий раз признавал свой грех и обещал отпустить избранный народ из рабства, но как только язвы наказания прекращались, продолжал дерзостно противиться воле Божией. Даже тяжелые испытания смиряют гордого человека лишь на время, а как только Господь ослабляет эти испытания, гордый человек опять начинает противится Ему. Но вновь обратимся к добрым примерам искренних покаяния и сокрушения, в корне изменяющих жизнь человека, позволяющих начать эту жизнь как бы снова, с чистого лица. Один из таких примеров являет царь и пророк Давид. Всем нам хорошо известны слова его 50-го псалма - «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…» - подлинный покаянный вопль его сокрушенного сердца. Царь Давид как никто другой видел везде в нашем мире проявления любви Божией, красоту Божественной святости, радость чистоты, и своим покаянным сетованием явил вдохновляющий пример истинной печали о грехе. Его покаяние было искренним и глубоким. Он, понимая чудовищность своего грехопадения, не пытался смягчить свою вину и молился не ради того, чтобы избежать кары Божией. Он просил у Господа не просто прощения, но очищения сердца: «Сердце чисто созижди во мне, Боже!» Жажда чистоты сердца была скорбью об утраченной радости святой жизни в постоянном общении с Источником и Подателем света и радости, то есть с Богом. Почему у нас не получается жить так свято и праведно, как жили благочестивые наши праотцы и отцы? - Потому что у нас нет той решимости, о которой говорил преподобный Серафим Саровский. Нам не хочется до конца порвать с миром и греховными так называемыми удовольствиями, мы хотим одной ногой спасаться, а другой – как-то закрепиться на песке мира сего. А нужна для спасения такая решимость, какую проявил блудный сын из Евангельской притчи, который, переосмыслив свою греховную жизнь на стране далече, твердо решил её оставить и вернуться в Отчий дом к своему любящему Отцу. «Можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?» (Иер., 13:23) Лишь только помощь Божия и благодать Божия преображает человека, ибо невозможное человекам возможно Богу (Лук., 18:27). Мы видим, как ожесточен сегодня мир, как вражда и ненависть переходят границы государств, и там, где еще недавно царили мир и согласие, происходят убийства, грабежи, совершается насилие, проливается кровь, и всадники смерти пожинают свой урожай. Как никогда мы должны усугубить наши молитвы, проявить усердие и совершить над собой покаянные усилия именно сейчас, в дни Святого Великого Поста, нашего великого говения, ибо «вот пост, который Я избрал… говорит Господь: разреши оковы неправды,… раздели с голодным хлеб твой,…к огда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис., 58:6-7). Важно, совершая пост, совершая молитвы, не забывать о помощи тем, кто в ней нуждается. Мы пока еще живем во времени и ограничены временем, и жизнь наша весьма скоротечна, но «ограниченность времени не стесняет человеколюбия Божия. Покайся и не сомневайся; покайся и не унывай более. Не отчаивайся в своем спасении», - говорит нам в назидание святитель Иоанн Златоуст. Поспешим и будем быстры к совершению духовного делания в эти святые и спасительные дни. Возлюбленные во Христе чада церковные, вошедшие ныне под благодатную сень спасительной Четыредесятницы! Призывая нас вас благословение Божие, молитвенно благожелаю вам принести Господу достойные плоды покаяния, стяжать духовную рассудительность и молитвенное горение, проявить христианское великодушие. «Да не будет в нас злобы в то время, как воспеваем Его! Да не будет в нас ненависти к ближнему в то время, когда поклоняемся Ему! Да не будет в нас лукавого рвения в то время, как устремляем ум наш к Нему!» (преподобный Авва Исаия). Да войдем достойне по совершении Святой Четыредесятницы в великие и трепетные дни Страстной Седмицы, дабы и для нас воссиял Свет Христова Воскресения в святую и светозарную, спасительную ночь Пасхи Христовой. Соусердствующий спасению Вашему + смиренный Феодор, Митрополит Суздальский и Владимирский. Град Суздаль, 2015 г. от Р.Х. http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=112147
| |
|
Всего комментариев: 0 | |