РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ
Первоиерарха Российской Православной Автономной Церкви
Митрополита Суздальского и Владимирского Феодора
«Сионе, торжествуй,
Иерусалиме, веселися,
граде Христа Бога, подыми Зиждителя,
в вертепе и яслех вмещаемаго,
отверзите ми врата и, вшед в ня,
узрю яко Младенца, пеленами повиваемаго…
Жизнодавца Господа, спасающаго род наш»
(Из стихир праздника Рождества Христова)
Возлюбленные о Христе Архипастыри, отцы, братия и сестры, всечестное иночество и благочестивая паства Российской Православной Церкви!
По милости Божией в эту Рождественскую ночь для нас открылись врата вечности, и мы, выйдя из суетливого и скоротекущего времени мира сего, предстали перед Вифлеемскими яслями, стали свидетелями великого таинства Рождества Бога на Земле. Очами веры мы увидели то, чего никогда не сможет понять холодный греховный разум падшего человека: отныне нет пропасти между человеком и его Творцом, нет проклятия, отвержения, одиночества. Господь Сам пришел к нам, родился как один из нас, и принес Себя в жертву, показав высочайший образ любви, какой и помыслить сложно. Не для того Он пришел, "чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Матф., 20:28). Однако и мы, движимые ответной любовью к нашему кроткому Отцу, приносим Ему наше немощное служение, словно вифлеемские пастухи, слабыми голосами подпевая торжествующим ангельским хорам, так воспевшим Христово Рождество: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение" (Лук., 2:14).
Рождество Христово - центральное событие человеческой истории, "исполнение времен" - недаром от этого дня берет свое начало и календарный год, и целая эра (ведь сейчас начинается 2015-й год именно от Рождества Христова). И как центральное событие человеческой истории, Рождество познается не только в простоте веры, но и в глубине научного знания, примером чего служат восточные мудрецы, пришедшие на поклонение Богомладенцу Иисусу. Они смогли вычислить время Его Рождения, то самое "исполнение времен", и узнать место Его Рождения, наблюдая за течением небесных тел, за гармонией Божественного устроения Вселенной, плодом которого стала Вифлеемская звезда - яркое небесное тело, расположившееся на небесном своде прямо напротив места Рождества.
Но Рождество Христово - это не просто центральное событие истории, величайшее чудо, которому мы должны поклоняться и умиляться. Рождество Христово должно полностью изменить жизнь каждого из нас, войти в нашу жизнь, чтобы сделать ее святой. Если кто-то из нас не ставит перед собой цель очиститься и достичь святости, то он не христианин, а лицемер. Апостол Павел призывает: "Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа" (Евр., 12:14). Без святости невозможно увидеть и Богомладенца, лежащего во яслех, поэтому столь многие из нас, не стремящиеся к святости жизни, чувствуют и даже говорят друг друг, что праздник Рождества Христова как бы "проходит мимо" них. После воплощения Спасителя на Земле, восстановления Им нашей падшей природы, после преодоления Им смерти через Воскресение уже ничто не мешает нам стать святыми, полностью соединиться с Богом, как Он соединился с нами. А главная тайна святости, главный путь святости - это любовь. Не греховная эгоистичная "любовь" мира сего, а чистая любовь, которая "долготерпит, милосердствует, …не завидует,… не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине" (1 Кор., 13:4-6).
Единственная причина, по которой Господь соединился с нами, взял на Себя все наши боли и невзгоды, претерпел за нас мучения и до сих пор приносит Себя в жертву на каждой Литургии, дабы отдать Себя нам в таинстве Божественной Евхаристии, ввести нас в Свою блаженную Божественную жизнь, - единственная причина всего этого есть любовь. "Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него" (1 Иоан., 4:8-9). Любовь делает человека беззлобным, радостным, простым и доверчивым, что с точки зрения злобы мира воспринимается как слабость. Может ли быть среди людей более беззащитное и доверчивое существо, чем Младенец, который, к тому же, родился не в благоприятных условиях, а в яслях, то есть в хлеву для скота? Он "уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек" (Фил., 2:7). Но не просто унизил Он Себя, но - во многом - и предал во власть людей, сначала скрываясь от гонений Ирода в Египте, а потом предав Себя на неправедное судилище и на казнь. Озлобленный и погрязший в низменных страстях царь Ирод, стремившийся убить Богомладенца, - это прообраз всех будущих гонителей истинных христиан, включая и современных, которые считают, что отбирая храмы, изымая наши святыни, возбуждая уголовные дела, они смогут уничтожить Истинную Церковь на Земле, чтобы осталась только та лжецерковь, которая верно служит их прихотям и страстям. Гонения на христиан были в разные века, особенно тяжелыми и кровавыми они были в ХХ веке, в нашей стране и против нашей Церкви-мученицы. Но гонения только укрепляют Церковь, а мученики, по слову святого отца, становятся семенем, из которого Церковь прорастает новыми обильными всходами. "Не бойся, малое стадо, - призывает нас Господь Иисус Христос. - Ибо Отец ваш благоволил дать вам царство" (Лук., 12:32). Верность Господу во время гонений, верность даже до тюрьмы и смерти - высшая форма нашей ответной любви к Нему.
Истинная любовь и дружба должна быть у христиан и между собой. Нас сроднила высшая степень родства - Кровь Христова, которую Он пролил за нас и которая теперь течет в наших жилах, когда мы собираемся в Единую Церковь - Его Тело - и принимаем в себя Его Кровь. Мы не называем любовью и дружбой лесть, лицемерие и угодничество. Любовь и дружба - это прежде всего верность Единой Церкви и сподвижничество на ниве Христовой. Через нашу взаимную любовь мир узнает Христа, как Он Сам говорит: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Иоан., 13:35). Наша же общая верность Господу и Его Церкви, наше сподвижничество должны проявляться в исполнении заповедей - тех, которые Господь произносит во Святом Евангелии.
Иногда осознание нашей принадлежности к Истинной Церкви привносит в нашу жизнь гордыню, превозношение, фарисейство, либо наоборот - обиду, чувство какой-то ущербности, зависть к торжеству ложной церкви, ее богатствам и славе. Важно помнить, что настоящая верность Истине всегда сопряжена, сплетена с любовью. Нет Истины без любви, так же как и нет любви без Истины. Увы, в современном мире, по слову Священного Писания, крайне оскудела любовь. В одной части света царствуют эгоизм и земные наслаждения, в другой - агрессия и озлобление. Часто и мы поддаемся соблазну "жить в свое удовольствие", полагаться на свои собственные силы, копить какие-то "сокровища на земле", самостоятельно придумывать себе правила жизни и отношений с другими людьми. Жизнь "по своей воле" всегда кончается разочарованием и страданиями. Наша воля слепа и переменчива, подвержена греховным страстям и общей слабости человеческого естества, порабощена суете и праздности, ведет нас к отказу от высшего Богоподобия и к уподоблению "скотом несмысленным". Единственная твердая опора в жизни, путь, который выводит нас из суеты и пустоты к свету и жизни, причем "жизни с избытком" - насыщенной смыслом, радостью, благодатью, настоящим и будущим, - это путь исполнения заповедей Божиих. Как говорит Писание, "соблюдающий заповедь не испытает никакого зла: сердце мудрого знает и время, и устав; потому что для всякой вещи есть свое время и устав; а человеку великое зло оттого, что он не знает, что будет и как это будет" (Еккл., 8:5-7).
Рождество Христово - важный повод сказать о мире, поскольку, как мы помним, частью ангельского славословия Богомладенцу были слова: "На земли мир". Но так же как было, когда мы говорили о любви, и здесь надо отметить: мир Божий - совсем иной, нежели "мир", о котором говорят политики или средства массовой информации. Благословенный Божий мир не лежит во зле, потому что в нем нет житейских страстей, самоуверенности, противопоставления одного народа другому, превозношения одной страны над другой, призывов считать других людей врагами и бороться с ними "за мир" до последней капли крови. Мир Богомладенца Христа возносит нас к премирному Царству Божественной благодати.
«Явление Христа в мир – укор нашей надменной гордости. Расточительной роскоши, ненасытной в наслаждениях чувственности, - говорит архиепископ Филарет (Гумелевский). - Христианской душе необходимо ограничить себя только законом Христовым - и тогда она разрастется добродетелями, как сад Божий. Душа человеческая, не отданная Христу, слаба перед соблазнами мира. Через уклонение от законов Христовых она становится все менее способной к добру. И от этого ослабевает ревность к высшей духовной жизни".
Возлюбленные о Христе! В эту священную, незабываемую, преисполненную великих чудес и знамений Рождественскую ночь, а также в дни наступающих радостных Рождественских святок и Нового лета благости Божией, призываю на вас всещедродательное благословение Богомладенца Христа. Молитвенно благожелаю нам здравия с долгоденствием, мира и тишины, благорастворения воздухов, а также - особенно желаю вам - возжечь в своих сердцах пламенеющий огонь непрестанной молитвы, поминая отеческое наставление: "Молитвой мир стоит". И пусть тишайшая, благодатная радость Рождественской ночи, пребывая в наших сердцах, поможет всем пройти жизненные невзгоды и испытания, напоминая нам о том, что в наших скорбях и в наших радостях всегда нам близок Господь. Да прикоснется к каждому из нас ощущение Царства святости, луч правды и любви Божией.
+ Смиренный ФЕОДОР,
Митрополит Суздальский и Владимирский,
Первоиерарх Российской Православной Автономной Церкви.
Град Суздаль, Рождество Христово
2014/2015 год. |