ПРОТОИЕРЕЙ МИХАИЛ АРДОВ 

  ИНТЕРВЬЮ

  [зеркало]

"ЭКСПЕРТ-ONLINE": Что такое "Русский марш" и откуда берутся "хоругвеносцы". Интервью с протоиереем Михаилом Ардовым


Закончилось онлайн-интервью с протоиереем Михаилом Ардовым. Священник Российской Православной (Автономной) Церкви, известный писатель и публицист рассказал, что в деятельности РПЦ не устраивает представителей "альтернативного православия", как он относится к "Русскому маршу" и откуда берутся "хоругвеносцы".

Ответы

1. Отец Михаил, а как соотносятся официальная позиция РПЦ по поводу "русского марша" и реальные настроения на местах?

— Что касается настроений на местах, то все их я знать не могу, у меня круг общения недостаточно для этого широк, но я хочу сказать об этой проблеме вообще.

Во все времена для православия была очень серьезная опасность превратиться в религию какого-нибудь народа. И попытки таким образом использовать православие были не только в России, но и в Греции в новейшие времена. Но это тупиковый путь, потому что православие есть вселенская религия, и если мы обратимся к Священному Писанию, то мы немедленно услышим слова апостола Павла, что "во Христе Иисусе несть ни эллина, ни иудея", словом, никаких национальностей. Представим себе на минутку, чтобы наш Господь Иисус Христос во время земной жизни выбросил бы такой лозунг "Палестина для евреев!", ведь иудейские первосвященники, в частности, за то Его отдали на распятие, что Он не был "патриотом".

Мало того, те, кто сейчас хочет использовать православие для националистических целей, совершают огромную ошибку. Мы помним формулу Уварова "Православие. Самодержавие. Народность"; так вот нынешние горе-патриоты переворачивают эту триаду с ног на голову. Для них самое ценное — это народность, то есть русскость, затем монархизм как некое обустройство русского народа, и наконец, православие как некий признак русской нации, но идеология — это не математика, и тут от перемены мест слагаемых сумма меняется. Лично я очень далек от подобных движений и их вождей, но смотрю на все это с печалью, потому что в глазах многих наших соотечественников они просто дискредитируют церковь.

2. Как вы думаете, в свете событий в Кондопоге гонения на грузин, попустительство со стороны властей на проведение "русского марша" — все это попытка выпустить пар у населения или же часть национальной стратегии? Если выпускание пара, не является ли это последней попыткой Кремля завоевать авторитет у народа?

— Я довольно далек от политики, но меня крайне огорчает то, что у власть имущих, как кажется, нет никакой точной и здравой идеи в разрешении множества вопросов, возникающих из-за нелегальных мигрантов, гастарбайтеров, этнических преступных группировок и всего такого прочего. И смотрю я на это очень пессимистично, потому что мне кажется, что коррупция настолько разъела органы государственной власти, в том числе правоохранительные органы, что если даже появятся какие-то разумные законы, они не смогут действовать.

Что же касается выпускания пара и приобретения какого-то аторитета у населения, то мне кажется, что тот, кто так думает, выдает желаемое за действительное. Наши власти реагируют на те или иные события и проблемы спонтанно и, на мой взгляд, несогласованно.

3. Уважаемый "протоиерей" Михаил Ардов, объясните, пожалуйста, почему вы и ваша церковь считаете себя православными? Ну автономными (или катакомбными) — это еще понятно. Вы ведь живете, наверное, в катакомбах. Оттуда и "онлайн" с вами, видимо, будет. Ну российскими тоже, скорее всего, имеете право себя называть. Ведь в соответствии с действующим законодательством любая религиозная организация, существующая на территории России более 50 лет, может включать в свое название слово "российская". А вот православными-то зачем себя называть? Ведь у православных самое большое преступление — это раскол, потому что православные все свои несогласия решают с помощью диалога в ходе соборов. А вы умышленно пошли на раскол, да еще и в заслугу себе это ставите. Какие-то вы непоследовательные. Валерий.

— Человек, который задал этот вопрос, не совсем точно представляет, что такое православие. Православие есть вера и религия, которая никогда не меняется, и в ней должны действовать как законодательные акты постановления всех вселенских и многих поместных соборов.

К сожалению, в наше печальное, мягко выражаясь, время истинное православие хранят очень немногие юрисдикции на земле. Есть так называемые греки-старостильники, есть старостильники в Румынии, есть истинно православные в Болгарии и Сербии, все остальные, те кто входит в так называемое мировое православие, православными не являются, хотя бы по двум самым видимым причинам. Они все вовлечены в экуменизм (а по канонам православной церкви тот, кто молится с еретиком, то есть с любым инославным, отлучается от церкви и лишается сана), кроме того, почти все церкви мирового православия перешли на григорианский календарь, несмотря на то, что в XVI веке этот календарь был трижды анафематствован на соборах в Константинополе. Поэтому более уместен вопрос: почему Русский патриарх именует себя православным и Московская патриархия также именует себя православной? Поскольку я видел, что очень многие задают вопрос по Российской православной автономной церкви, то я хочу сказать и об этом. Для начала надо сказать, что слово "автономная" было включено в наше название по настоянию органов юстиции, когда мы проходили регистрацию, поскольку Московская патриархия, как господствующая конфессия, зарезервировала за собой оба наименования — и русская, и российская. И вот об этом сейчас можно сказать немножко подробнее: наименование "русская" МП получила в тот момент, когда товарищ Сталин, товарищ Молотов и полковник МГБ Карпов основали вот именно эту организацию в 1943 году, поскольку в прежние годы церковь всегда именовалась российской, но Сталину патриархия была нужна прежде всего для того, чтобы бороться с Русской зарубежной церковью. Надо сказать, что для РПЦ(з) такое наименование было естественным — это была церковь русских эмигрантов. Меня даже несколько удивляет, что МП, получившая свободу в конце 80?х, не избавилась от этого сталинского наименования. Вообще же, патриархия была учреждена этой компанией Сталин, Молотов и Карпов не по церковным законам и отнюдь не таким образом, как это предписывалось постановлениями последнего легетимного собора, состоявшегося в 1917—1918 годах, а по образу и подобию ВКП(б), то есть без всяких элементов подлинной соборности, с всевластием никем не избираемого, никому не подотчетного синода, и в нем — генсека-патриарха. О нашей юрисдикции я расскажу немножко позже.



4. 1. Когда образовалась (зарегистрирована в Минюсте) Российская православная (автономная) церковь и причины ее образования? Сколько приходов сейчас в вашей церкви?

4.2. Какое отличие от РПЦ МП?

4.3. Ваше отношение к тому, что РПЦ МП обозвала всех сектантами, в том числе и вашу церковь? Не является ли это грубейшим нарушением Закона о свободе совести?


— Что касается истории РПАЦ, то вкратце она такова.

В 1990 году с наступлением известной религиозной свободы клирики Московской патриархии, недовольные безобразными порядками, царящими там, и, в частности, экуменизмом, обратились к Русской зарубежной церкви и были туда приняты. Первым из них был настоятель Царе-Константиновского храма в городе Суздале архимандрит Валентин (Русанцов). И уже в России стали распостраняться приходы Зарубежной церкви. Кроме патриархийных священников к ним присоединились "катакомбники", это была гонимая часть РПЦ, не признававшая власть сталинских патриархов. Но, к сожалению, РПЦЗ в те времена шла к своему закату, "агенты Москвы" исподволь вели ее к подчинению РПЦ МП.

В 1994 году архиепископ Лазарь и епископ Валентин, два архиерея РПЦЗ, находящихся в России, были вынуждены уйти из РПЦЗ из-за множества канонических нарушений по отношению к себе и к своей пастве. Вот таким образом появилась РПАЦ. Сейчас в ней более десяти епископов, более сотни приходов так называемых открытых и более двухсот катакомбных, которые так и не вышли.

5. Русская православная церковь (РПЦ) и Русская православная церковь за рубежом (РПЦЗ) обнародовали акт о каноническом общении, который ставит точку в истории 80?летнего раскола Русской церкви. По сути, РПЦЗ интегрируется в административную структуру РПЦ, первоиерарх которой получает право на утверждение решений по главнейшим вопросам в деятельности Зарубежной церкви. Представители двух частей церкви убеждены, что это не приведет к конфликтам, а лишь восстановит церковное единство.

— Мне очень жаль РПЦЗ, у которой была славная история, и она как бы стояла на двух китах. Один кит — истинное православие, без модернизма, без экуменизма, а второй кит — последовательный антикоммунизм. Так вот, сейчас выяснилось, что для современных эмигрантов антикоммунизм оказался важнее, чем истинное православие. Как только большевики ушли с исторической арены, очень многие за границей решили, что в России все в порядке и церковное разделение больше не нужно. Тут надо учесть психологию эмигрантов, они все очень хотят добра России, и когда они видят телевизионные картинки: золотые купола новых церквей и монастырей, патриарха в обществе президента, им все это очень нравится. А что за этим стоит, они не знают. Эмиграция уже имела один такой печальный опыт. В 1945 году, когда окончилась война и Сталин с помощью союзников победил Гитлера, очень многие эмигранты на Дальнем Востоке и в Европе были этим воодушевлены и поехали в СССР, где их ждали лагеря, тюрьмы и ссылки. Можно с великой печалью констатировать, что среди тех, кто заманивал этих наивных людей в ГУЛАГ, были митрополиты Московской патриархии Григорий (Чуков) и Николай (Ярушевич).

Теперь, что касается преодоления расколов. РПЦЗ окончательно вступила на путь объединения с РПЦ МП в 2000 году. С тех пор там произошло несколько расколов, и приходы РПЦЗ, недовольные этим объединением, разбегаются и будут разбегаться по разным старостильным юрисдикциям.

6. Каково реальное отношение РПЦ к исламу и к людям, исповедующим ислам?

Что ждет, согласно учениям РПЦ, верующего мусульманина на том свете, если он соблюдает все заповеди ислама, которые во многом схожи с заповедями христианства — не укради, не убий, не прелюбодействуй, священный пост ну и т. п.?


— В определенном смысле я завидую мусульманам. Поскольку они сохранили в своей среде нравственность, соответствующую, конечно, исламу, и не дают оскорблять свою веру. Современные расслабленные христиане вызывают жалость и презрение. Обратимся к последнему скандалу в Оперном театре в Берлине, эту постановку сняли из-за того, что дурак-режиссер изобрел такую сцену, что там какой-то персонаж поднимает бутафорские головы Магомета, Будды и Иисуса Христа. Так вот, политкорректные немцы мусульман испугались, но ни один человек не вступился за Господа Иисуса Христа, к которому поношение точно такое же, как к пророку Магомету.

Что касается объединений православных с другими христианами, то оно не нужно и невозможно, хотя бы по той простой причине, что некие протестанты признают гомосексуальное сожительство за подобие брака или за самый брак. С таковыми, по слову апостола Павла, мы не можем не только молиться, но и есть вместе.

Теперь по существу дела. Ислам с точки зрения христианской является неким заблуждением, но тут я готов вспомнить слова замечательного русского писателя Лескова, который писал о старообрядцах, что, да, у них заблуждения, а у нас истинная вера, но как они берегут и блюдут свое заблуждение, и что мы, православные, делаем со своей истинной? Что же касается вопроса, какова загробная участь мусульманина, то всех нас будет судить Господь Бог.



7. Гр-н Михаил Ардов, думаю, вы привыкли к такому обращению со стороны правоохранительных органов, как у вас вообще поворачивается язык называть себя "российской", если финансирование на раскол РПЦ вы с вашими подельниками получаете из США, "православной" — если постановлением Архиерейского собора Русской православной церкви 18—23 февраля 1997 года вас с вашими подельниками лишили всего, чего только можно, "церковью" — если под каждой ОПГ на религиозной почве понимать церковь? Бог вам судья. Скажите, закончились ли многочисленные развращения малолетних представителями вашей "церкви"?

— Приходится вернуться опять-таки к истории и нынешнему состоянию РПАЦ. Начиная с 90?х годов подстрекаемые РПЦ МП власти всячески нас преследовали, отбирали храмы, часто с помощью ОМОНа, — вот недавно, правда, по суду, отобрали храм в Железноводске. Для облегчения борьбы с нами несколько лет назад было сфабриковано дело по обвинению митрополита Валентина Суздальского в педофилии. Там подкупались свидетели, потом они отказывались от своих показаний прямо в зале суда, и в результате приговор — условное наказание было назначено на основании показаний единственного свидетеля, молодого человека, который с детства лечился у психиатра и имеет диагноз "олигофрения на стадии дебильности". В конце концов приговор был отменен, но для пропагандистских целей этот безобразный процесс используется до сих пор. При этом представьте себе городок Суздаль — несколько тысяч человек, все друг друга знают в лицо, если бы там происходило что-то подобное, об этом бы знали, конечно, все и было бы возмущение горожан.

А так борцами с "суздальским расколом" были специально привезены непонятно на чьи деньги боевики из якобы патриотической организации "Наше дело". Вообще-то говоря, я всегда старался уклоняться от обсуждения подобных тем, но увы, больше я не могу этого делать, потому что совсем недавно на телевидении в прямом эфире передачи "Времечко" (ТВЦ) заместитель митрополита Кирилла по иностранному отделу патриархии протоиерей Всеволод (Чаплин) обвинил меня в том, что я состою в "секте педофилов". И тут мне хочется сказать: "Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться". За последние годы в МП сместили по крайней мере четырех епископов по обвинению в гомосексуализме, а одного из них и в педофилии. Епископы РПЦ МП по большей части довольно богатые люди, очень многие из них занимаются бизнесом, и я даже изобрел такой термин "олигархиерей".

Мне противно продолжать эту тему, и интересующихся я отсылаю к многочисленным публикациям в газетах.

8. Отец Михаил, расскажите, как зарабатывают священники? Как зарабатывают приходы? Кто платит деньги, кто их распределяет? И какие это примерно суммы? Понятно, что все зависит от прихода, но ведь существуют общие схемы.

— Все приходы, я думаю, получают деньги за продажу свечей, крестиков, иконок, религиозной литературы, кроме того, платят за так называемые требы — крещение, отпевание, венчание. Правда, во многих приходах за таинства денег не берут. Кроме того, существуют состоятельные люди, которые помогают своим приходам. Притом все это зависит от конкретного прихода. Существуют совершенно нищие деревенские приходы, где священники едва сводят концы с концами, но в РПЦ МП, особенно в больших городах, существуют и такие, где священники получают большие деньги и разъезжают на дорогих машинах. К соблазну прочих людей.

9. Как вы считаете, агрессивная политика проникновения РПЦ во все слои общества, навязывание христианской морали начиная с детского сада, школы и т. д. правомерны ли в нашем многоконфессиональном государстве?

— Я отношусь резко отрицательно к тому, что можно назвать экспансией Московской патриархии. Ее паства по самым оптимистическим подсчетам составляет не очень большую часть населения. Вот представим такой город, как Москва, 12 миллионов жителей, в пасхальную ночь в храмы и монастыри приходит не более 200 тысяч человек, а тот, кто в эту ночь не пошел в церковь, никаким православным считаться не может. Ясчитаю, что введение в школе чего-то вроде Закона Божьего в качестве обязательного предмета будет иметь обратный эффект. Психология молодых людей такова, что они протестуют против всего, что им навязывают. Я помню, как уроки литературы в школе на долгие годы отравили мое восприятие замечательных русских писателей.

10. Непонятно, что вы хотите доказать, противопоставляя себя и свои идеи Московской патриархии и всему общепринятому институту церкви. Расскажите! Как же можно говорить об ущербности организации этого института, когда он позволил вновь открыть, восстановить, построить столько храмов, позволил перевезти из-за границы, найти или просто сделать доступными для верующих огромное количество святынь, и наконец, позволяет обычным, простым и не очень, людям каждый божий день свободно принимать Христа, участвуя в евхаристии, как оно было заповедано с самого начала? Так о чем тогда речь? Какую задачу вы перед собой ставите, чего хотите добиться, нося "гордое" звание представителя автономной церкви?

— Истинность любой церковной организации измеряется отнюдь не количеством открытых храмов и содержащихся в них великих святынь, а сохранением православного учения. С этой точки зрения нам следовало бы считать наиболее истинной и наиболее правильной церковью католическую, у нее еще больше храмов, чем у патриархии, и гораздо больше святынь.

Тот, кто ходит в храм не только для того, чтобы чувствовать некое отдохновение и расслабление, глядя на красивые иконы и слушая мелодичное пение, а действительно хочет приобщиться к истине, не прекратит своих духовных исканий. К сожалению, во всем современном мире таких людей становится все меньше и меньше.

К сожалению, во всем мире истинные православные, и греки, и румыны, и болгары, и сербы, уже выглядят маргиналами, но это нас не страшит. Господь Иисус Христос сказал: не убойся, малое стадо.

11. В России (равно, как и в любой стране) есть люди, придерживающиеся атеистических взглядов. Как вы относитесь к атеистам?

— Я полагаю, что совершенно чистых атеистов в природе не существует. Когда истинная религия по какой-то причине отступает, во всех людях проявляется язычество, в той или иной его форме. Мы знаем марксизм-ленинизм, который якобы замешан на атеизме, но это тоже вид язычества — поклонение лжемощам на Красной площади, всяческие ритуалы вроде приема в пионеры или вручения партийных билетов покойникам. Я думаю, что тот, кто считает себя атеистом, верит или в инопланетян, или в научный прогресс, или в энергию космоса и т. д.


12. Объясните, пожалуйста, почему экуменизм такой страшный грех?

Неужели у объединения христианских церквей нет плюсов?

— Экуменизм плох не только по той причине, что православным канонически запрещено общаться с еретиками, но и потому, что в нем господствует идея, что истинная Церковь Христова "распалась" на некие ветви и каждая из христианских деноминаций равна другой. С православной точки зрения эта теория абсолютно неприемлема, тут я хочу процитировать первого сталинского патриарха Сергия (Страгородского), который по поводу переговоров с англиканами сказал следующее: "Мы, православные, воспринимаем присоединение еретиков как спасение утопающих. Странно было бы, если бы утопающий со своей стороны предъявлял бы спасающему какие-то условия".

13. Существуют же новопрославленные святые. Почитает ли их РПАЦ?

— Святые царственные мученики и все прочие новомученики исповедники российские были прославлены РПЦЗ в 1981 году, и конечно же, мы их почитали, когда патриархия их еще не почитала и отчасти порочила их память, обвиняя их в политических преступлениях против советской власти.

14. Как вы относитесь к построению нового мирового порядка, которое происходит сейчас в мире, и как составляющей этого "порядка" — к созданию "электронного концлагеря" с помощью электронных документов на данном этапе и с последующим внедрением чипов всему населению? Считаете ли вы, что мы живем в последние времена и что на наших глазах сбывается апокалипсис?

— Я отношусь к установлению нового мирового порядка резко отрицательно. И не только потому, что таким образом готовится приход в мир антихриста, который будет всемирным владыкой, но и потому, что этот процесс унижает достоинство отдельных наций и государств и лишает людей их традиционных ценностей. Безусловно, введение ИНН, электронных чипов — все это движение в том самом направлении. Я, например, не буду возражать, если в моем паспорте появится электронный чип, но вот в свою руку я такой чип вживлять не позволю. Что же касается апокалипсиса, то мир, безусловно, движется к нему, но пока, слава Тебе, Господи, прямых признаков того, что мы живем уже в самое последнее время, не видно. Мало того, по учению церковному, сами люди могут отодвинуть то страшное время, если они будут верить истине и вести нравственную жизнь.

15. Я где-то слышал, что вы по какому-то делу общались с отцом Умы Турман, который исповедует буддизм. Так ли это? И в чем сюжет?

— Да, я встречался с ним, но религиозных вопросов мы с ним практически не касались. Его интересует личность и биография Анны Ахматовой, я кое-что ему рассказал и дал кое-какие материалы.

"ЭКСПЕРТ-ONLINE", 3 ноября 2006 г.





[ Назад к списку ]





     
 
Copyright 2006-2007. Храм св. Царя-Мученика Николая и всех Новомучеников и Исповедников Российских
на Головинском кладбище в Москве.
E-Mail: Напишите нам    Тел.: (495) 450 5918
All Rights Reserved.



Hosted by uCoz